Задержка сенсорного развития. Изолированные нарушения развития нервной системы.

Нарушения зрения и слуха — наиболее важные дефекты чувствительности, встречающиеся у младенцев и новорожденных. Если наблюдается сочетанное нарушение, обычно имеет место тяжелое поражение головного мозга; только в более старшем возрасте, когда возможно полное обследование ребенка, становится очевидным, что проблема заключается не в попажении периферического чувствительного аппарата, а в повреждении центральных интегрирующих механизмов головного мозга.

Недостаточность развития зрения обычно проявляется нарушением движения глазных яблок. Любой дефект аппарата рефракции или целостности центральных зрительных проводящих путей приводит к возникновению блуждающего взора с подергиваниями глазных яблок. Возможна атрофия дисков зрительных нервов, но нужно помнить, что у младенцев они и в норме более бледные, чем у детей старшего возраста.

Оценка слуха у младенцев также достаточно затруднительна. В норме через несколько недель после рождения ребенка внимательные родители замечают у него вздрагивание на громкий шум и реакцию на другие звуки. Малыш обычно прислушивается, поворачивает голову и ищет глазами источник звука, но отсутствие этих реакций определяется лишь при самых тяжелых нарушениях слуха. Диагностика небольшого снижения слуха, которое не вызывает проблем обучения, требует специализированного обследования. Еще более сложной делает диагностику сочетанное центральное и периферическое повреждения при некоторых патологических состояниях, например при билирубиновой энцефалопатии.

задержка сенсорного развития

Для подтверждения периферических нарушений особенно эффективен метод слуховых вызванных потенциалов ствола мозга. После первых нескольких месяцев жизни нарушение слуха становится более явным и мешает развитию речевой функции.

Изолированные нарушения развития нервной системы.

На ранних стадиях развития становятся явными многие нарушения речи, способности к обучению и учебе, поведения и социальной адаптации. Возможно изолированное нарушение одной из этих функций с сохранением относительно нормального функционирования других отделов нервной системы. Так как на эти дефекты может влиять общественное и культурное окружение больного, все еще остается вопросом для обсуждения степень участия генетических факторов и окружающей среды («природа и воспитание»). Оба компонента важны, но в настоящее время предполагается доминирование генетического фактора.

Нарушения речи.

Овладение речью начинается в первые месяцы жизни с лепетания; ее развитие проходит через этапы произнесения слов, фраз и предложений до чтения и письма, расширения словарного запаса, изучения грамматики и навыков риторики. Процесс не заканчивается до взрослого возраста. Успешность преодоления каждого из этапов зависит от непрерывного процесса формирования головного мозга. Например, достигнув 6-летнего возраста, большинство детей способны научиться читать и писать, то есть стать грамотными. Для полной реализации этих способностей необходимо обучение.

У довольно большого числа детей, особенно с наличием в семейном анамнезе нарушений речи, амбидекстрией и леворукостью, наблюдаются специфические варианты задержки речевого развития. Эти изолированные нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек (соотношение 4:1). В таблице представлены наиболее распространенные типы нарушений развития речи у детей без сопутствующей неврологической патологии (то есть без глухоты, задержки умственного развития или других нарушений). При наиболее частых из этих нарушений детям сложно читать, произносить по буквам или писать (дислексия аномального развития или врожденная словесная слепота).

Отставание речевых функций наблюдается преимущественно (и этому есть некоторые гистологические подтверждения) при изменении нормального развития коры головного мозга в височных отделах или вокруг сильвиевой борозды. При всех нарушениях речи необходимо исследование интеллектуальных функций, зрения и слуха, движений губ, языка, нёба и гортани, чтобы выявить возможные в них дефекты.

Часто у детей встречаются смешанные формы нарушения речи (заикание, шепелявость и т. д.). Они имеют тенденцию к уменьшению с возрастом, и легкие формы исчезают в позднем подростковом периоде или во взрослом возрасте. Эти нарушения не являются психогенными, но у некоторых детей из-за них могут развиться комплекс неполноценности и другие неврозы. Специальные упражнения и методы обучения помогают в коррекции этих дефектов созревания.

- Читать далее "Развитие интеллекта. Нарушение обучения."

Оглавление темы "Патология гипоталамуса. Развитие нервной системы.":
1. Гипоталамус. Функции и значение гипоталамуса.
2. Несахарный диабет. Синдром неадекватной секреции АДГ.
3. Мозговой сольтеряющий синдром. Пангипопитуитаризм - болезнь Симмондса.
4. Нарушения роста. Болезнь Кушинга. Синдром Кушинга. Кушингоид.
5. Эпифиз и мелатонин. Особенности развития нервной системы.
6. Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы.
7. Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития.
8. Задержка сенсорного развития. Изолированные нарушения развития нервной системы.
9. Развитие интеллекта. Нарушение обучения.
10. Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: