Эпифиз и мелатонин. Особенности развития нервной системы.

Эпифиз, или шишковидная железа, представляет собой небольшую железистую структуру, выступающую из дорсального отдела промежуточного мозга и располагающуюся непосредственно позади третьего желудочка. Обнаружение гормона эпифиза мелатонина (Лернер, 1950), наряду с открытием его роли в поддержании биологических ритмов и модулирующего влияния на уровень его секреции циркадных ритмов дня и ночи, возродило научный интерес к этой железе.

Разрушение эпифиза у человека со значительным снижением уровня циркулирующего мелатонина вызывает несколько клинических нарушений, несмотря на то, что гормон только косвенно влияет на некоторые нейроэндокринные системы.

У человека в отличие от амфибий эпифиз не способен преобразовывать свет. Тем не менее он получает через проводящие пути сигнал от сетчатки, который передается на супрахиазматические ядра, нисходящие симпатические пути, клетки верхнего шейного узла и их норадренергические окончания на пинеалоцитах.

Хотя в эпифизе в небольшом количестве обнаружен вазопрессин и другие пептиды, основным продуктом пинеалоцитов является мелатонин — индоламиновое производное серотонина. Секреция этого гормона происходит циклично под контролем гипоталамуса. Снижение концентрации мелатонина в сыворотке находят в части случаев депрессии.

Предполагают, что мелатонин регулирует взаимодействие гипоталамуса и желез внутренней секреции. Опухоли эпифиза не секретируют мелатонин; после хирургической операции снижение концентрации мелатонина в сыворотке указывает на полное удаление железы. Большой интерес в последние десятилетия привлекли вопросы использования мелатонина как снотворного средства, его роль в старческой депрессии и потенциальная возможность регуляции ритмов сна.

эпифиз и мелатонин

Особенности развития нервной системы.

Диагностика заболевания всегда должна основываться на сравнении состояния пациента с показателями нормы. Только если показатель состояния выходит за границы естественных индивидуальных различий, он расценивается как патологический. Это создает проблему для невролога, так как по мере развития и созревания нервной системы до взрослого состояния значительно изменяются параметры нормы.

Эти изменения особенно заметны у эмбриона и плода, но они продолжаются в быстром темпе у младенцев, в раннем детском возрасте и не завершаются вплоть до старшего подросткового периода. Старение занимает еще более продолжительный период. Таким образом, в течение более половины жизни меняются стандарты нормальных неврологических функций. То, что является нормой для одной возрастной группы, считается патологией в другом возрасте.

Чтобы правильно оценить состояние нервной системы, невролог должен быть знаком с показателями нормы во всех возрастных группах. Особенно сложно обследование младенцев и детей младшего возраста. В эти периоды задержка приобретения определенных двигательных навыков, отставание в речевом развитии и общем поведении более показательны, чем данные обычного неврологического обследования.

Кроме того, возраст — фактор, определяющий вероятность развития заболевания; невролог должен знать, какие заболевания встречаются в различных возрастных группах.

- Читать далее "Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы."

Оглавление темы "Патология гипоталамуса. Развитие нервной системы.":
1. Гипоталамус. Функции и значение гипоталамуса.
2. Несахарный диабет. Синдром неадекватной секреции АДГ.
3. Мозговой сольтеряющий синдром. Пангипопитуитаризм - болезнь Симмондса.
4. Нарушения роста. Болезнь Кушинга. Синдром Кушинга. Кушингоид.
5. Эпифиз и мелатонин. Особенности развития нервной системы.
6. Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы.
7. Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития.
8. Задержка сенсорного развития. Изолированные нарушения развития нервной системы.
9. Развитие интеллекта. Нарушение обучения.
10. Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: