Стигматизация в психологии совращенных малолетних детей и подростков

У жертв сексуальной жестокости меняется самовосприятие. Окружающая такое обращение негативная информация, усугубляемая преступником и направленная против ребенка, западает ему в сознание. Дети узнают о себе самих и своем месте в мире через свои взаимоотношения с окружающими, а если эти взаимоотношения складываются в рамках сексуального насилия, девочка начинает приходить к выводу, что она — воплощение вины и ничтожества.

Эта тенденция особенно сильно проявляется у тех детей, кто пережил насилие в раннем возрасте и не имел возможности выработать позитивное представление о себе самом, а также в тех случаях, когда ребенок был лишен добрых взаимоотношений с другими людьми, которые позволили бы ему усвоить позитивное представление о своей личности.

Вина у совращенных малолетних

У большинства детей, переживших жестокое сексуальное обращение, остается чувство вины. Если девочка считает себя виноватой в том, что случилось, она вряд ли признается в происходящем, тем более, что подвергнувшее ее насилию лицо раздувает в ней чувство вины. У совратителя при этом есть дополнительная цель — уменьшить собственное чувство вины.

Сублимируя в секс потребность ребенка в любви и преданности, он убеждает себя, что девочка сама хотела сексуальных отношений. Многие склоняют ребенка к сексуальным контактам, начав с невинных объятий. Постепенный переход к половым отношениям создает у жертвы ощущение вины, тем более, что она не понимает, когда именно начались непозволительные отношения и что физическая близость и ласки могут действительно доставлять ребенку удовольствие.

По мере продолжения половых отношений, когда девочка осознает, что поступает плохо, она упрекает себя за то, что не положила им конец раньше. Большинство детей к 9 или 10 годам отлично понимают, в чем суть запретов, направленных против сексуального насилия. Иногда это случается раньше, в зависимости от уровня развития девочки, ее источников информации вне семьи, например школы и телевидения.

Чувство вины бывает особенно интенсивным, если ребенка заставляют активно участвовать в совращении. Иногда девочку принуждают совершать сексуальные действия в отношении совратителя или других детей, иногда под влиянием стимуляции она испытывает оргазм или оказывается в ситуации, когда сама вынуждена искать своего соблазнителя. Причины такого поведения носят вторичный характер. Так, например, одна девочка рассказала, что она входила в спальню того, кто ее соблазнил, потому что не могла больше выносить ожидания неизбежного. Она долго несла тяжкий груз вины в связи с этим и после того, как сексуальные контакты прекратились.

Ощущение своей вины в ребенке порой поддерживает само общество, в котором он живет. Нередко в результате раскрытия преступления семья разбивается, а ребенок чувствует себя виноватым в этом. В некоторых случаях ребенок слышит прямое осуждение в таких замечаниях взрослых, как «тоже мне ангел!» Сознание вины укрепляют и средства массовой информации, которые инфантилизируют женскую сексуальность и облекают в сексуальную форму детские переживания.

Кроме того, общество часто требует от ребенка однозначного ответа в отношении соблазнителя, а это невозможно, если ребенок, ненавидя насилие, привязан к самому насильнику и страдает от сознания своей «греховности».

совращение малолетних

Негативное самовосприятие и заниженная самооценка у совращенных детей

По мере того как ребенок узнает, что сексуальное совращение — грязное и греховное занятие, он начинает воспринимать эти аспекты как неотъемлемую часть самого себя. Если девочка не сумеет абстрагироваться от них, ее имидж в ее собственных глазах пострадает. Этому способствует и секретность, окружающая все происходящее.

Физическое унижение может сопровождаться словесным унижением, когда совратитель внушает девочке, что она «грязная негодница». Именно эти слова она слышит на школьной площадке, когда сверстницы рассказывают о легкомысленных и неразборчивых девушках. Взрослые также толкуют о девственности и осуждают тех, кто ведет половую жизнь.

Ребенок узнает себя в этих описаниях и привыкает к чувству унижения с сопутствующим ему отсутствием самоуважения. С каждым новым насилием эти отрицательные чувства в ребенке обостряются, а негативное самовосприятие укрепляется.

Ощущение своей «ненормальности»

Пытаясь постигнуть причины того, что с ней произошло, девочка начинает воспринимать себя как «ненормальную», не такую, как все. Для нее это еще один негативный компонент ее личности, и ее ощущение изоляции и отчуждения становится нестерпимым. Она сторонится окружающих, либо боясь внести в их общество свою «греховность», либо из страха быть так или иначе отвергнутой. К тому же тот, кто стал причиной всех несчастий, стремится оградить ребенка от контактов с родственниками и друзьями.

Размытые границы у совращенных детей

Постоянное испытание восприятия ребенком самой себя и очень реальный опыт насилия над ее телом размывают понимание того, где прекращается ее опыт и где он начинается у других. Это особенно характерно для тех детей, которые подверглись жестокому сексуальному обращению очень рано (в возрасте до 5 лет), когда ребенок только начинает осознавать мир как отдельную, независимую от него реальность.

Однако у всех детей, переживших сексуальное насилие, ощущение безопасности во многом зависит от того, насколько четкие границы происходящего устанавливают окружающие.

- Рекомендуем вам следующую статью "Травматическая сексуализация в психологии совращенных малолетних детей и подростков"

Оглавление темы "Детская гинекология":
  1. Психология совращенных малолетних детей и подростков - ощущение бессилия
  2. Предательство в психологии совращенных малолетних детей и подростков
  3. Стигматизация в психологии совращенных малолетних детей и подростков
  4. Травматическая сексуализация в психологии совращенных малолетних детей и подростков
  5. Факторы влияющие на тяжесть последствий сексуального насилия детей
  6. Что делать после того как ребенок рассказал о сексуальном насилии?
  7. Эмоциональное состояние ребенка подвергающегося сексуальному насилию
  8. Особенности беременности девочек-подростков
  9. Преждевременные роды у девочек-подростков
  10. Особенности родов у девочек-подростков

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: