Психосексуальное развитие девочки-подростка с 12 до 18 лет

Подростковый период с 12 до 18 лет представляет собой переход от детства к взрослой самостоятельности и психосексуальному развитию; он сопровождается появлением вторичных половых признаков. Важнейшим элементом этой стадии является формирование репродуктивной способности. Физические изменения пубертатного периода описаны в статье на нашем сайте и не должны рассматриваться отдельно от психосоциального контекста. Некоторые ученые считают, что за изменениями в поведении, настроении, образе мыслей и взаимоотношениях с окружающими стоят прежде всего биологические факторы, другие придают большее значение семье, обществу и культурному укладу.

Теорию З. Фрейда о том, что всплеск инстинктивной энергии, свойственный пубертатному периоду, следует отвести от родителей подростка и направить на сверстников, и механизмы, с помощью которых можно справиться с таким взрывом энергии и которые зависят от раннего удовлетворения тяги к противоположному полу, развила А. Фрейд. Она описала попытки подростка справиться с нахлынувшими сексуальными влечениями путем сублимации этих чувств в творчество, аскетизм и интеллектуальные изыскания. Внезапные переходы от интереса к другим к концентрации на себе, от надежды к отчаянию, от любви к агрессии и от зависимости к независимости она считала частью процесса приспосабливания к своим новым чувствам.

Подростковый период знаменует вторую ступень в процессе индивидуализации, первая же приходится на возраст около 2 лет, когда ребенок начинает бороться за свою самостоятельность [Bios]. Подросток и далее продолжает отстаивать свою личность, восставая против пут, которые связывают его с родителями, и считая, что сексуальные и эмоциональные потребности должны удовлетворяться вне семьи. В результате он не только может столкнуться со стрессом, вызванным новыми сексуальными чувствами, но испытать также ощущение одиночества, изоляции и растерянности.

Erikson выделял в жизни человека несколько стадий, каждая из которых, по его мнению, характеризуется серьезным конфликтом, и, чтобы успешно достигнуть зрелости, считал он, необходимо разрешать эти конфликты. Он описывал основную задачу подросткового периода как формирование личности, т.е. целостного представления о себе, основанного на представлении о своих настоящих и будущих ролях, идеологических концепциях и ценностях, определяющих будущие взаимоотношения с людьми. В этом контексте роль родителей должна быть сведена к ослаблению контроля за молодым человеком.

Существует мнение, что психологический результат физических изменений возникает под влиянием взаимодействия между непосредственно гормональными изменениями и восприятием этих изменений со стороны семьи, сверстников и общества в целом. Eccles и соавт. обнаружили, что уровень эстрогенов у девочек-подростков связан с настроением. Есть и другие данные, свидетельствующие, что депрессия и невозможность контролировать свои импульсы отражаются на продукции гормонов [Brooks-Gunn, Warren]. Раннее половое созревание, по-видимому, мешает ощущению благополучия и адаптации.

При этом возрастает риск возникновения недостатков в фигуре [Blyth et al., Duncan et al.], ухудшения успеваемости и появления поведенческих проблем в школе [Hyjer Dyk].

Такие физически зрелые девушки привлекают внимание молодых людей и вынуждены справляться со стрессами, которыми насыщен пубертатный период, в то время как эмоционально они отстают от своих сверстниц, развивающихся медленнее. Однако этот период непродолжителен [Peskin]. Есть свидетельства того, что, как правило, реакция на появление менструаций зависит от готовности к ним, которая в свою очередь определяется отношением к данному явлению членов семьи, сверстников и соучеников. При опросе девочек-подростков, у которых 2—3 мес назад установились менархе, 20 % сочли это явление положительным, а 20 % отнеслись к нему отрицательно.

McGrory не обнаружил разницы в самооценке между подростками в период до появления менархе и после него.
Многие девочки подросткового возраста недовольны своей фигурой [Lerner et al.], в частности массой тела. Schonfeld сообщил о том, что 70 % опрошенных им девочек хотели бы быть стройнее и многие из них были весьма обеспокоены массой своего тела. Он указал на большое значение отношения к этому вопросу в семье: некоторые родственники чрезмерно волнуются в связи о переменами во внешности девочек и придают огромное значение внешней красоте, другие переносят на своих детей свои представления о сексуальности. Иногда в связи с этим развивается нервно-психическая анорексия (anorexia nervosa), характеризующаяся «безмерным стремлением к худобе» [Bruch], аменореей и нарушением пропорций тела {Boocock, Trethewie]. Традиции и средства массовой информации связывают красоту с худым телом, поэтому в воображении молодых девушек высокая самооценка неотделима от определенных параметров тела.

девочка-подросток

Другие авторы связывают анорексию с бессознательным стремлением уйти от сексуальной зрелости, вернуться к детской фигуре и отсутствию менструаций, а соответственно к низкой массе [Kessler]. Влияние семьи на подростка описано Minuchin и соавт., которые рассматривают анорексию как способ справиться с чрезмерным контролем и несогласованностью взглядов со стороны родителей. Там, где семья предъявляет высокие требования к подростку, сдерживание себя в отношении потребления пищи, задача снижения массы тела может оказаться неким средством для становления чувства уверенности в себе и других. Совершенно очевидно, что отношение к сексуальности в обществе и семье играет важную роль в развитии такого угрожающего жизни состояния, как нервно-психическая анорексия.

По мере того как молодой человек глубже осознает свою принадлежность к тому или другому полу, он усваивает и идеи своей привлекательности для противоположного пола и привлекательности представителей последнего для себя, воспринимает ценности и взгляды, связанные с сексуальностью. Роль каждого пола во многом определяется культурными ценностями, и, в частности, поведение женщины диктуется обычаями, принятыми в данном обществе. Подросток должен принять этот факт в процессе формирования своей личности и стремления к самостоятельности. Развитие способности мысленно оценить последствия своих поступков и действий окружающих людей считается предпосылкой для интеграции систем ценностей [Colby, Kohlberg].

Marcia далее разрабатывает эту теорию, соотнося наблюдения за взглядами молодых людей на индивидуальные, общественные и сексуальные аспекты жизни с формированием личности. Молодые девушки могут почерпнуть в семье, среди сверстников, в школе, в средствах массовой информации или в религии разнообразные модели поведения, усвоить соответствующие ценности и взгляды. Как правило, влияние сверстников проявляется более сильно, чем влияние родственников [Thornton, Camburn], и отрицание родительских ценностей на пути к формированию личности может стать неизбежным.

Хотя в подростковом возрасте выбор объекта сексуального интереса играет большую роль, он по-настоящему закрепляется только к моменту взросления. Сексуальная ориентация включает сферу сексуальных интересов, фантазий и поведения, и в подростковом возрасте она иногда колеблется. Считается, что метод воспитания в семье на ориентацию не влияет, однако есть данные о том, что иногда складывается определенная семейная тенденция [Bailey, Bell]. Peters и Cantrell изучали спорный вопрос о корреляции между ранними половыми травмами или негативным гетеросексуальным опытом и гомосексуальной ориентацией.

Естественно, половое насилие и особенно инцест оказывают пагубное действие на личность молодого человека и выполнение им своих социальных обязанностей [Cole, Putnam]. Процесс приспосабливания к лесбийским отношениям может быть связан со стрессом и отличаться продолжительностью, главным образом из-за общественного осуждения и нехватки информации. Многих девушек волнует их сексуальная индентичность. Им помогает поддержка окружающих и анализ своих ощущений.

Девочки-подростки реже прибегают к мастурбации, чем их сверстники-мальчики. Не исключено, что сексуальное влечение замещается тесной дружбой и исчезает или что в подавлении низменных сексуальных побуждений играет роль представление о своей будущей роли женщины [Dusek]. Роль гормонов в развитии сексуальных интересов женщины и их возникновении неясна, однако, по-видимому, большее значение имеют социальные факторы [Udry et al.].

Первый сексуальный контакт бывает у девушек в среднем в 17 лет, при этом в течение 2 лет они идут к нему от первого свидания, поцелуев и ласк. Большинство девушек сообщают о том, что планировали первый сексуальный контакт для того, чтобы удовлетворить свое любопытство и упрочить отношения с партнером, которого они, как правило, знали в течение некоторого времени до этого. Сильнейшее влияние на сексуальные контакты девушек-подростков оказывает социальное давление [Davis, Harris].

Раннее половое созревание, отсутствие постоянного места жительства, поддержки со стороны семьи и доверительных отношений с родственниками — все это ведет к ранней сексуальной активности. Иногда за ней стоит попытка добиться независимости, желание утвердиться в собственных глазах или потребность в близости несексуального характера.

В последние десятилетия возраст первого сексуального контакта в целом ряде стран изменился. Это объясняется такими социальными факторами, как признание прав женщины на сексуальность и ее потребностей в этой связи, исчезновением запретов на сексуальные отношения вне брака, а также наличием средств контрацепции.

Подростковый период — бурное время, и если через него проходят успешно, это может лечь в основу дальнейшего развития личности молодой женщины, продвижения к эмоциональной зрелости и обеспечить ей возможность интимных отношений на основе длительной близости и стремления к материнству.

На здоровое психосексуальное развитие, вероятно, можно рассчитывать при благоприятном сочетании конституциональных факторов и условий жизни. По-видимому, оптимальной является модель взаимосвязанного воздействия разных факторов, значение каждого из которых меняется в зависимости от возраста подростка. Восприятие молодой девушкой самой себя и ощущение себя женщиной зависят от комбинации таких признаков, как внешность, гормональный статус, отношение и ожидания родителей, культурный уклад, социальная обстановка и личный опыт общения.

Ни одна теория не в состоянии сама по себе описать весь процесс психосексуального развития. Представляют большой интерес исследования, указывающие на связь между когнитивными факторами и влиянием со стороны семьи [Serbin et al.] или на разницу в поведении в зависимости от пола человека, с которым подросток наиболее тесно общается дома [Maccoby], однако они освещают ситуацию только на раннем этапе. Исторически женщинам и мужчинам приписывается разная роль в обществе и от них ожидают разного поведения. Chodorow считает, что женщина повсеместно занимает подчиненное положение.

В своих межнациональных исследованиях Schlegel проводит границу между стратифицированными по полу обществами, где в силу обычаев или согласно закону женщины не имеют возможности занимать ответственное положение, и неэгалитарными с этой точки зрения государствами, где в принципе это возможно, но практически трудно достижимо.

Schlegel также обнаружила, что есть страны, где женщина имеет более высокий статус по сравнению с мужчинами благодаря тому, что несет ответственность за воспитание детей. Однако другие роли женщины, помимо деторождения и раннего воспитания детей, не являются постоянными, и в подходах к тому, что надлежит делать женщине, проявляется известная гибкость.

Личность девушки и ее ощущение своей принадлежности к женскому полу развиваются под влиянием комбинации таких факторов, как внешность, гормональный статус, взгляды родителей, ожидания общества и собственный опыт. Ожидания родителей, культурный уклад и социальная обстановка определяют возможности и роль женщины в обществе, в котором она живет, а также критерии ее поведения и достижений. Имеет значение и биологическая разница между полами, хотя совершенно очевидно, что судя по широкой вариабельности поведенческих особенностей мужчин и женщин в разных странах многие аспекты поведения не столько обусловлены биологически, сколько усваиваются человеком под влиянием условий жизни.

Теории когнитивного развития, психоаналитические теории и теории социального влияния придают значение разным моментам — стадии когнитивных возможностей, интрапсихическим особенностям или последствиям воздействия окружающей среды. Биологическое и познавательное развитие у всех детей примерно одинаковое в популяциях, и в разных поколениях модель такого развития стабильна и последовательна, в то время как теории психоаналитического и социального развития, концепции схематического представления о каждом поле помогают нам понять, как формируются индивидуальные различия.

Различия между полами очевидны, неизбежны и желательны, однако жесткий подход к этому, попытка отодвинуть на задний план такие сферы деятельности, как воспитание детей, и приписывать большую ценность таким видам деятельности, как работа вне дома, ведут к конкурентности и низкой самооценке, а не к творческим коллективным взаимоотношениям на благо детей и общества в целом.

- Рекомендуем вам следующую статью "УЗИ (ультразвуковые) размеры матки в норме"

Оглавление темы "Гинекология":
  1. Психосексуальное развитие девочки до пяти лет
  2. Психосексуальное развитие девочки от пяти до одиннадцати лет
  3. Психосексуальное развитие девочки-подростка с 12 до 18 лет
  4. УЗИ (ультразвуковые) размеры матки в норме
  5. УЗИ (ультразвуковые) размеры яичников в норме
  6. Подготовка к гинекологическому обследованию детей. Требования к персоналу
  7. Согласие девочки, девушки на обследование, осмотр гинекологом
  8. Сбор анамнеза у девочки, девушки гинекологом. Основные вопросы
  9. Оценка роста и развития девочки детским гинекологом
  10. Техника гинекологического осмотра детей - осмотр наружных половых органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций:

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: