Психосексуальное развитие девочки до рождения

Каким образом девочка начинает ощущать, что она — девочка и что значит — быть девочкой? Может быть, мы рождаемся с этим понятием или мы узнаем и копируем нечто, глядя на окружающих? А может быть, и то, и другое?

Психосексуальное развитие — сложная область. Его можно разделить на отдельные компоненты, которые включают идентификацию своего пола, т.е. восприятие человеком своей принадлежности к тому или другому полу; сексуальное поведение, т.е. поведение, связанное с дифференциацией полов и сексуальной активностью, интересами и ориентацией, имеющими отношение к сексуальным контактам, фантазиям и ощущениям [Rutter]. Все это достигается через сложную взаимосвязь анатомических, физиологических, возрастных и психологических факторов в контексте семьи, общества и культуры и имеет решающее значение для самовосприятия и самоощущения.

Человек начинает думать о себе и окружающих в аспекте «мужчина или женщина» очень рано, ибо трудно воспринимать себя только как «человека», абстрагируясь от своего пола. Психосоциальное развитие продолжается всю жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Постигая свою половую принадлежность — а истоки этого постижения пока непонятны, — ребенок обретает все более комплексное понимание того, что такое быть женщиной или мужчиной.

Весьма многообразно взаимодействие между биологическими факторами, в частности между анатомическими, физиологическими и гормональными воздействиями, и факторами окружения, которые включают взгляды родителей, восприятие своей будущей роли в сексуальных взаимоотношениях, культурный уклад общества и личный опыт. Однако с годами это взаимодействие помогает нам определиться в своем отношении к собственной половой принадлежности.

Так или иначе, характеристики и черты, свойственные женщинам, с одной стороны, и мужчинам, с другой, отражаются в отводимых им в обществе ролях: женщины занимают подчиненное положение и не участвуют в принятии важных решений (это как будто само собой разумеется). Между тем такое жесткое разделение ролей не подкрепляется объективными данными.

Ниже следует попытка разобраться в различных факторах, влияющих на человека в разном возрасте, и дать читателю представление о сложности этого процесса, о том, насколько трудно разделить отдельные его компоненты, и о накопленных знаниях, говорящих в пользу гибкого отношения к роли женщин и мужчин в обществе при всей важности социальных факторов.

Есть данные, что не только физические признаки, но и сексуальное поведение человека и его осознание своей половой принадлежности до некоторой степени определяются гормональными воздействиями во внутриутробном периоде [Rutter]. Наличие или отсутствие мужских половых гормонов у плода может повлиять на развитие его головного мозга, и даже на этой стадии возникают некоторые половые различия. Пренатальное гормональное воздействие, не связанное с хромосомным набором, влияет на будущее сексуальное поведение, но не на осознание половой принадлежности [Yalom et al.].

У девочек с врожденной гиперплазией надпочечников (ВГН) при избыточной продукции андрогенов или в тех случаях, когда мать во время беременности получала синтетический прогестоген для предотвращения выкидыша, наблюдается «мальчишеское» поведение и заметные отличия от других девочек в игровых ситуациях, однако восприятие собственной половой принадлежности при этом не страдает [Money, Ehrhardt]. Было произведено сравнение между девочками, страдающими ВГН, и их сестрами. Оно показало, что для первых более характерны гомосексуальные и бисексуальные наклонности и они меньше вступают в сексуальные контакты, однако у тех и других было четкое осознание своей принадлежности к женскому полу [Dittmann et al.].

Возможно, под влиянием гормонов мозг развивается таким образом, что ребенку легче перенять особенности поведения противоположного пола, но существует множество других факторов, которые не позволяют противопоставлять оба пола друг другу и полностью разделять их. Stoller предположил, что зачатки осознания своей половой принадлежности появляются у плода в период внутриутробного развития под влиянием половых гормонов, анатомических и физиологических особенностей. Даже на этом раннем этапе вступают в силу социальные и психологические факторы, поскольку будущие родители начинают мысленно общаться со своим ребенком, вкладывая в это общение свои надежды, опасения, ожидания и предположения относительно женственности и мужественности. Существует взаимосвязь с воображаемым ребенком, которую предстоит корректировать, когда ребенок действительно родится.

Есть свидетельства того, что надежды и фантазии матери влияют на ее первоначальную реакцию на собственного ребенка [Kestenberg]. Известно также, что родители по-разному реагируют на рождение ребенка в зависимости от того, когда они узнали, какого пола будет их младенец (до рождения ребенка или после этого) [Tyson, Tyson]. С приближением родов будущие мать и отец вспоминают собственное детство и в зависимости от своего характера и результатов своего детского опыта, от его интеграции и оценки реагируют на рождение мальчика или девочки.

Если анатомическая разница между мужчинами и женщинами, как правило, ярко выражена, то о психологических различиях этого сказать нельзя. Jung описал «биологическую бисексуальность», под которой он понимает тот факт, что в каждом из нас присутствуют как женские, так и мужские черты. Социальная обстановка и генетические факторы способствуют тому, что в женщинах развивается больше женских черт, а в мужчинах — больше мужских. Однако, по Jung, в нас всегда есть «чужое».

развитие плода

- Вернуться в оглавление раздела "Гинекология"

Оглавление темы "Развитие женского организма":
  1. Развитие и формирование половых органов у плода
  2. Развитие и формирование половых органов у новорожденных (в неонатальный период)
  3. Развитие и формирование половых органов у детей (девочек)
  4. Развитие и формирование половых органов в период полового созревания (пубертате)
  5. Адренархе - этапы роста волос на лобке и подмышечных впадинах
  6. Этапы развития и роста молочных желез по годам
  7. Этапы развития и роста наружных половых органов
  8. Этапы развития и роста влагалища и матки
  9. Этапы возникновения (становления) менструации. Когда начинаются в норме?
  10. Психосексуальное развитие девочки до рождения

Ждем ваших вопросов и рекомендаций:

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: