Психосексуальное развитие девочки до пяти лет

При рождении ребенка его пол идентифицируют по внешнему виду наружных половых органов. Момент определения пола новорожденного является для родителей очень торжественным. Они знают и понимают, что пол — фактор постоянный. На осознание своей принадлежности к тому или иному полу влияют взаимоотношения ребенка с его матерью, а также «восприятие матерью пола ребенка при его рождении» [Welldon]. Имеют также значение и другие взаимоотношения, например с отцом, сестрами и братьями, близкими родственниками и всеми, кто активно участвует в воспитании ребенка.

Первоначальное осознание своей принадлежности к тому или иному полу обычно приходит в возрасте 3 лет, и хотя анатомия играет очень важную роль, еще важнее, к какому полу отнесли ребенка и как воспитывают его родители [Rutter]. Если представление о себе как о девочке или мальчике установилось, после 3-летнего возраста внести какие-либо изменения в сознание бывает трудно. Назначенные ребенку в постнатальном периоде гормоны в состоянии изменить сексуальные наклонности [Money, Ehrhardt], но, как правило, не вносят изменений в принятие собственной половой принадлежности, если не произошло серьезных физических изменений или осознание своей природы как мужской или женской еще не окрепло.

Если внешне мужские или женские признаки выражены слабо, осознание своей половой принадлежности менее определенно, и в литературе приведено немало случаев успешного изменения сексуальной ориентации после указанного возраста.

Принадлежность к тому или иному полу в более широком смысле можно рассматривать как психологический склад личности, включающий личное восприятие и биологический пол [Tyson, Tyson]. Она включает мужские и женские компоненты, возникающие под влиянием всех факторов в жизни ребенка, когда он развивается вместе с представлением о своем теле, лежащем в основе отношения человека к самому себе.

Определяемое полом поведение — это разница в привычках, играх и поступках между людьми разного пола. «Мужскую» деятельность описывают как более динамичную и беспорядочную, проходящую на свежем воздухе и более «механическую» по сравнению с «женской», которую считают более артистичной, творческой и тяготеющей к помещению. Поведенческие различия между девочками и мальчиками отмечаются с самого раннего возраста, и их происхождение является объектом многочисленных обсуждений.

Сторонники биологической детерминированности [Diamond] утверждают, что различия полов определяют генетические и гормональные факторы, а роль окружающей среды в этом смысле невелика. При введении во внутриутробном периоде гормоны действительно влияют на формирование гонад in utero, а позднее на сексуальное поведение [Money, Ehrhardt], но существуют многочисленные данные, свидетельствующие и о других влияниях. Сдвиг в сторону «мальчишеского» поведения отмечается не у всех девочек, получавших андрогены во внутриутробном периоде, и, безусловно, у всех детей есть признаки поведения как мальчиков, так и девочек.

Не исключено также, что к таким детям, получавшим гормоны пренатально, родители относятся несколько иначе, чем к остальным.

Сторонники когнитивно-эволюционного подхода [Kohlberg] утверждают, что дети проходят разные стадии развития, отражающие все более детализированный образ мыслей и понимание своего окружения. С самого детства пол и прежде всего его физиологические признаки становятся инструментом постижения самого себя, окружающих, бытующих в обществе взглядов и поведения людей. Создается своего рода стереотип, диктующий поведение в зависимости от пола. Все ценности и привычки определяются необходимостью поступать в соответствии с тем, что ребенок вкладывает в понятие женщины или мужчины. После того как эти ценности принимаются, стремление быть мужчиной или женщиной ведет к идентификации с женскими или мужскими ролевыми моделями. Считается, что знание стереотипов, связанных с полом, обусловливает разницу в поведении. Вот один из примеров.
• Наблюдение, имеющее отношение к полу. «У нее длинные волосы — она девочка».
• Вывод: «У нее длинные волосы, потому что она девочка!»
• Стереотип. «У нее длинные волосы, она не играет в железную дорогу, она спокойная и т.д., потому что она — девочка».
• Поведение, связанное с половой принадлежностью. «У девочек длинные волосы, девочки спокойные и т.д.».
• Восприятие себя как представительницы женского пола. — «Я должна иметь длинные волосы, быть спокойной, не играть в железную дорогу и т.д.».

девочка

Martin и Little на протяжении некоторого времени изучали взаимосвязь между пониманием своей принадлежности к тому или иному полу и определяемыми полом преференциями и стереотипами у 3—5-летних детей. Они обнаружили, что как только дети осознают свой пол, они начинают вести себя в соответствии с ним, выбирать соответствующие игрушки и виды деятельности. При этом детям не приходилось объяснять, в чем состоят особенности их пола, однако авторы пришли к выводу, что основное представление о поле возникает у ребенка раньше, чем он начинает придерживаться соответствующего полу поведения.

В теориях, опирающихся на социальные факторы [Mussen, Eisenberg-Berg], наоборот, на первый план в осознании своей принадлежности к женскому или мужскому полу выводятся такие факторы, как идентификация и имитация. Апологеты таких теорий считают, что детям не требуется особых знаний и связанные с полом преференции определяются реакцией окружающих. Когнитивному моменту отводится лишь незначительная роль. Дети копируют окружающих, если они ассоциируют себя с ними, и умеют это делать при наличии известных стимулов.

С самого раннего детства большую роль играют характер отношения к полу в семье ребенка, позднее же большее влияние оказывают сверстники, средства массовой информации и общественные ожидания, связанные с культурным укладом. Есть данные, свидетельствующие о значении моделирования психосексуального развития, что объясняет вариабельность его в разных обществах, однако только этого моделирования недостаточно. Дети часто осваивают ролевые модели, свойственные противоположному полу, и их поведение не является буквальным отражением поведения взрослых. Тем не менее, судя по сообщениям Maccoby, которая доказала, что связанное с полом поведение социально детерминировано и минимально выражено, когда детей воспитывают индивидуально, социальные наблюдения ребенка тоже имеют немалое значение.

Автор данной статьи изучала, как играют парами 3-летние дети, ранее не знакомые между собой.

Она обнаружила, что игра продолжается гораздо дольше, если в ней участвуют дети одного пола, и что разница в поведении проявляется только при наличии партнера противоположного пола. Девочки в процессе игры с мальчиками становятся пассивнее, а мальчики меньше считаются с девочками-партнершами и больше ощущают превосходство над ними, чем при наличии партнеров-мальчиков. Дошкольники предпочитают играть с партнерами своего пола, причем в 6-летнем возрасте эта тенденция становится особенно заметна.

Теория схематического представления о поле признает важность когнитивного момента, но допускает влияние социальных факторов [Serbin et al.]. Согласно этой теории, дети младшего возраста усваивают схему, под которой подразумевается комплекс характеристик, ассоциируемых с мужчинами или женщинами. Поначалу простейшая концепция постепенно усложняется по мере того, как углубляется понимание тех качеств, которые составляют женственность или мужественность. Полагают, что на содержание таких схем оказывают влияние факторы окружения, поэтому с учетом индивидуального опыта возможны и некоторые различия в представлении о поле.

Дети действительно преимущественно запоминают информацию, имеющую отношение к полу, и это обстоятельство служит подтверждением указанной теории, а познания детей в отношении того, кто должен играть определенными игрушками — мальчик или девочка, как должен вести себя мужчина и как должна поступать женщина, какие виды деятельности подходят мужчинам, а какие — женщинам, становятся очевидными уже в начальной школе [Serbin et al.]. Serbin и соавт. сделали вывод, что знания детей о связанных с типовой принадлежностью стереотипах зависят от их когнитивной зрелости, однако не менее важно, какое влияние оказывает на них семья.

Обусловленные полом преференции в отношении занятий, работы и общения со сверстниками связаны со взглядами, бытующими в семье. Важность когнитивных факторов проявляется в том, что дети с представлениями о половых стереотипах как о гибком явлении в своем выборе проявляли меньшую зависимость от пола. Обзор исследований, посвященных стереотипам, связанным с полом, и проведенный Serbin и соавт., показал, что ребенок в своих суждениях об окружающих исходит из стереотипных представлений о поле. Однако по мере взросления человека его суждения становятся более гибкими. Эта гибкость развивается медленно, хотя обусловленная полом разница в деятельности и интересах проявляется очень рано.

Это — вопрос когнитивной зрелости, но также и образованности родителей, рода занятий матери и отношения родителей к этому вопросу [Serbin et al.]. С годами отмечалось также нежелание категоризации по полу в качестве некоего противовеса энергичному стремлению к ней в более ранние годы.

Существует множество психоаналитических точек зрения, которые ставят во главу угла бессознательные импульсы и то, что ребенок переносит на взаимоотношения с окружающими из своего внутреннего мира. Впервые сексуальность в детском возрасте была описана Фрейдом в его «теории либидо». Он утверждает, что маленький ребенок общается со взрослыми только для удовлетворения своих биологических потребностей. Ребенок якобы проходит через ряд психосексуальных стадий — оральную, анальную и фаллическую, что впоследствии определяет его сексуальность в более зрелом возрасте и его личность в зависимости от того, каким образом он прошел через эти стадии. Фрейд полагал, что важнейшее значение имеет открытие ребенком различий половых органов мужчины и женщины, что, по его мнению, происходит в возрасте около 4 лет, а осознание наличия или отсутствия пениса он считал детерминирующим фактором в дифференциации психосексуального развития мальчиков и девочек [Фрейд].

Эта точка зрения многими оспаривается, в то время как идея «первичной феминистичности», выдвинутая Stoller, получила поддержку со стороны целого ряда ученых [Sayers]. Взаимоотношения между матерью и дочерью представляют собой сложный комплекс, и в душе развивающейся девочки борется, с одной стороны, стремление отождествлять себя со своей матерью, а с другой — потребность стать самостоятельной личностью. Большое влияние на появляющееся в девочке чувство женственности может оказать отец, особенно, когда ребенку 2 года и он стремится к самостоятельности. В это время у девочек формируются новые и очень близкие отношения с отцом [Samuels, Tyson, Tyson].

Естественно, мальчики развиваются одним путем, видя и чувствуя свои половые органы, сравнивая их с отцовскими, а девочки — другим, поскольку они, хоть и ощущают свое влагалище, но могут лишь умозрительно представлять себе свою матку или грудь, которая должна быть «как у мамы». И те, и другие только в своем воображении видят, как будет функционировать их тело, и только в среднем периоде детства они начинают понимать, что их пол никогда не изменится. Мальчики могут составить себе конкретное представление о своих половых органах, а их сверстницы не в состоянии этого сделать. В развитии девочек большую роль играет символизация [Bernstein], хотя пока неизвестно, как это скажется впоследствии.

Patterson отмечает, что психоаналитическая точка зрения и теории социального познания выдвигают на первый план значение наличия у ребенка обоих гетеросексуальных родителей. Теории когнитивного развития не исходят из этого положения и опираются на исследования, которые указывают, что психосексуальное развитие не зависит от того, воспитывается ли ребенок в гомосексуальной или в транссексуальной семье [Green, Golombok et al., Javaid].

В первый же год жизни ребенок любого пола начинает проявлять интерес к своим гениталиям. Около 36 % детей этого возраста играют со своими половыми органами [Newson, Newson], и с годами эта тенденция возрастает.

Уже в раннем возрасте ребенок интересуется, откуда берутся дети. Задаваемые вопросы и понимание ответов соответствуют уровню развития ребенка. Обычно его удовлетворяют конкретные понятия, например, что малыш появляется на свет, если есть определенную пищу, или выходит из тела через анус и т.д. Большинство 5-летних детей не понимают, что такое рождение, даже если видят изображающие этот процесс картинки.

- Рекомендуем вам следующую статью "Психосексуальное развитие девочки от пяти до одиннадцати лет"

Оглавление темы "Гинекология":
  1. Психосексуальное развитие девочки до пяти лет
  2. Психосексуальное развитие девочки от пяти до одиннадцати лет
  3. Психосексуальное развитие девочки-подростка с 12 до 18 лет
  4. УЗИ (ультразвуковые) размеры матки в норме
  5. УЗИ (ультразвуковые) размеры яичников в норме
  6. Подготовка к гинекологическому обследованию детей. Требования к персоналу
  7. Согласие девочки, девушки на обследование, осмотр гинекологом
  8. Сбор анамнеза у девочки, девушки гинекологом. Основные вопросы
  9. Оценка роста и развития девочки детским гинекологом
  10. Техника гинекологического осмотра детей - осмотр наружных половых органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций:

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: