Принципы диагностики наследственных заболеваний по фенотипу

В отдельных статьях на нашем сайте МедикалПланет была дана обширная информация о врожденных и наследственных синдромах у детей разных возрастных групп, начиная от периода новорожденности до подросткового возраста. Внимание читателя было обращено на большие и малые симптомы, на возможность их сочетания при различных заболеваниях. В связи с чем были приведены многочисленные дифференциально-диагностические таблицы.

Мы стремились показать наиболее целесообразный, логически оправданный путь к решению довольно сложных диагностических задач. Трудности, возникающие в процессе диагностики врожденных и наследственных заболеваний, объясняются не только отсутствием знаний у практических врачей о клинической картине отдельных, весьма редко встречаемых в популяции нозологических форм. Они усугубляются также и тем, что многие генетически гетерогенные заболевания имеют фенотипическое сходство.

При этом у врача, естественно, возникает желание отнести такую патологию куже хорошо известным ему заболеваниям. Например, задержку психомоторного развития связать с гипоксическими повреждениями мозга в процессе рождения ребенка, скелетные деформации -свитамин D-дефицитным рахитом ит.п. Более того, клиника врожденных и наследственных заболеваний обладает и довольно широким клиническим полиморфизмом.

Цель следующих статей на нашем сайте сводится к сугубо практическим рекомендациям логической последовательности поиска и сужения до минимума (3-4-х) количества возможных заболеваний для дифференциальной диагностики. Это позволит определить дальнейший путь исследований, характер дифференциально-диагностических мероприятий и объективно аргументировать окончательный диагноз.

При первой встрече с больным ребенком от врача требуется только такое качество как наблюдательность (метод визуализации). Не успел ребенок еще войти в кабинет, еще не произнесены родителями жалобы на существующие у него недуги, а целый ряд симптомов больного уже зафиксированы врачом. В основу поиска истинного диагноза положен принцип доминирующего в клинической картине симптома. Это позволяет сразу избрать определенное направление исследований:
• врожденные пороки развития,
• умственная отсталость,
• нарушения опорно-двигательного аппарата,
• кожная патология, поражения зрения и слуха, сочетанные поражения органов и систем и т.п.

Cиндром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля (ЛМББ)

Если доминирующий симптом в фенотипе больного выбран и им, например, является умственная отсталость с ранней манифестацией, то последующий поиск облегчается обращением к статьям на нашем сайте, содержащей сведения о наследственных метаболических энцефалопатиях. При этом принимаются во внимание и сопутствующие главному симптому признаки. Например, судороги, возникающие на 2-3 месяце жизни, депигментированная кожа, светлые волосы, голубые глаза, склонность к экссудативному диатезу, необычный запах мочи и др.

Поиск приводит к подозрению на существование наследственного нарушения в обмене аминокислот и, прежде всего, фенилкетонурию, как наиболее часто встречаемое заболевание в этой группе. Аналогичный поиск может привести к предположению о наличии у ребенка лейциноза, гистидинемии и др.

Для подтверждения этого предположения следует обратиться к статьям на нашем сайте, посвященным методам диагностики и, таким образом, определить выбор скринирующих тестов. Результаты скрининга могут служить подтверждением предполагаемого диагноза, но для окончательной аргументации его следует обратиться к количественным биохимическим методам, о которых можно получить информацию в той же главе (определение фенилаланина и тирозина, гистидина, лейцина, изолейцина, метилмалоновой кислоты; проведение нагрузочных проб триптофаном или гистидином; определение активности ферментов и др.).

Если, таким образом, диагноз установлен (ФКУ, гистидинемия, лейциноз и пр.), требуется срочно начать патогенетически оправданное лечение под постоянным биохимическим контролем.

В последующих статьях представлено 12 клинических наблюдений, в которых фенотипический портрет больных детей настолько своеобразен, что он сразу же фиксируется врачом. Не представляет труда и выбор доминирующего симптома.

Большой помощью в постановке предположительного диагноза оказывается и характер сопутствующих главному симптому других патологических состояний. Например, при синдроме Марфана, где доминирующим симптомом являются нарушения опорно-двигательного аппарата, характерны такие сопутствующие симптомы, как сердечно-сосудистые расстройства, подвывих хрусталика и др., а при гиперлипопротеидемии IIа типа-сочетание кожных ксантом с сердечно-сосудистыми расстройствами как у самого больного, так и его родственников.

В процессе дифференциации рахитоподобных заболеваний существенным аргументом в пользу витамин D-резистентного рахита является доминантный, сцепленный с Х-хромосомой тип наследования. Следовательно, родословная не служит лишь украшением тщательного обследования больного, она может быть убедительным доказательством. Знакомство с семейным анамнезом (опрос родственников, осмотр семейного альбома, место рождения, фамилия, национальность и пр.) позволяет не только определить тип наследования, но и выявить родственные браки и характерные для той или иной национальности или территории заболевания (болезнь Тея-Сакса для евреев и др., серповидно-клеточная анемия для населения государств Средиземноморья и пр.).

Таким образом, в этой главе мы пытались показать, что клинический путь от фенотипа больного к истинному диагнозу оказывается наиболее целесообразным и наиболее коротким. Главная задача врача с помощью простых и доступных методов обосновать предварительный диагноз и направить больного в медико-генетическую консультацию или специализированный стационар для более детального лабораторного обследования с помощью современных биохимических или же цитологических методов исследования. В отдельной статье на нашем сайте пользователь найдет перечень существующих в Российской Федерации учреждений медико-генетического профиля.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Cиндром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля (ЛМББ) - фенотип, диагностика"

Оглавление темы "Наследственные болезни у детей":
  1. Метаболические энцефалопатии детей-подростков: болезнь Шпильмейера-Фогта, детская форма болезни Гоше, семейная полимиоклония
  2. Метаболические энцефалопатии детей-подростков: болезни Рефсума, Танжера, Андерсона Фабри
  3. Дифференциация метаболических энцефалопатий детей-подростков
  4. Принципы диагностики наследственных заболеваний по фенотипу
  5. Cиндром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля (ЛМББ) - фенотип, диагностика
  6. Фенотипы рахитоподобных заболеваний у детей
  7. Витамин Д-резистентный рахит (ВДРР) - фенотип, диагностика
  8. Витамин Д-зависимый рахит (ВДЗР) - фенотип, диагностика
  9. Почечно-канальцевый ацидоз (ПКА) - фенотип, диагностика
  10. Болезнь де Тони-Дебре-Фанкони (ТДФ) - фенотип, диагностика

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: