История диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей

Из глубины веков шло стремление врачей выяснить причины врожденных пороков развития и наследственных заболеваний. И только в XX веке благодаря выдающимся достижениям в биологии и генетике произошел научный прорыв в этой области медицины. Подверглись пересмотру этиология и патогенез многих заболеваний, стало очевидным, что генетические факторы определяют как качество здоровья, так и возникновение заболеваний.

Большая часть перечисленных проблем казалась неразрешимой и с ними можно было только смириться, считая их неизбежными потерями популяции в процессе естественного отбора. Существовавшие рутинные и малоэффективные методы диагностики и лечения как будто внезапно сменились новой биомедицинской технологией, основанной на достижениях таких фундаментальных наук, как молекулярная биология, генетика, цитология и эмбриология. В своем становлении клиническая генетика за относительно короткий период времени прошла ряд принципиально важных этапов. Прежде всего это касалось определения значимости наследственности в состоянии здоровья человека. К моменту, который знаменовал собой «генетический бум» (70-е годы XX столетия), возможности ранней диагностики наследственных болезней были весьма ограничены и, по существу, выявлялись лишь грубые пороки развития и определенные формы наследственной патологии у детей старшего возраста.

Среди врачей были распространены представления о том, что наследственные заболевания встречаются крайне редко и вряд ли стоит заниматься этой сферой деятельности, когда в практической медицине существует масса, действительно, актуальных проблем с широко распространенными заболеваниями. Более того, считалось, что выявление этой якобы редкой патологии сопряжено с необходимостью использования малодоступных и дорогостоящих методов исследования. Даже при своевременной диагностике лечение могло оказываться бесперспективным. Эти и другие аргументы частично соответствовали действительности и не способствовали развитию клинической генетики.

В нашей стране стимулом к становлению и развитию клинической генетики послужили исследования Н.П. Дубинина, В.П. Эфроимсона, Н.П. Бочкова, Л.О. Ба-даляна, Ю.Е. Вельтищева, В.А. Таболина, Е.И. Гусева и др. С созданием первого в стране отдела клинической генетики в НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР (руководитель проф. Ю.И. Барашнев) начались целенаправленные и масштабные работы по наследственным нарушениям обмена веществ.

Они касались проблем диагностики и лечения болезней обмена аминокислот, углеводов, липидов, соединительной ткани, витаминов и др. Работы Ю.И. Барашнева и его многочисленных учеников (Л.З. Казанцева, А.Н. Семячкина, П.В. Новиков, А.В. Шилов, В.А. Фуре, Л .П. Чичерин, И.Н. Равинская, В.М. Пахомова, Е.А. Николаева, В.Л. Сторожев, И.М.Новикова, Т.Т. Партош, С.А. Аббасова,, Г.В. Верхоглядова, О.М. Гофман, Н.А. Белова, М.Б. Курбатов и др.) смогли убедительно показать, что врожденные и наследственные заболевания являются редкими только тогда, когда это касается отдельных нозологических форм, но в целом их доля в патологии детей и взрослых велика.

Параллельно с этим шли интенсивные исследования в акушерстве под руководством проф. И.С. Розовского, а впоследствии проф. В.А. Бахарева. Основным направлением этих изысканий были поиски объективных маркеров внутриутробной диагностики врожденных аномалий плода (амниоцентез, биопсия хориона, кордоцентез, ультразвуковое сканирование и др.). Эти исследования были связаны с такими известными авторами как В.Н. Демидов, Н.Д. Фанченко и др.

В Санкт-Петербурге интенсивные изыскания велись в генетической лаборатории Института акушерства и гинекологии проф. B.C. Барановым и его сотрудниками по созданию скринирующих программ.

Таким образом, количество научных коллективов, принимавших участие в разработке проблем клинической генетики постоянно расширялось. Обобщая весь цикл работ в этой области можно было утверждать, что роль наследственности в состоянии здоровья человека универсальна. Наследственность определяет не только качество здоровья, но возникновение заболеваний (моногенных, хромосомных, полигенных) и в каждом разделе медицинской деятельности (акушерство, педиатрия, неврология, кардиология и пр.) есть свой генетический аспект этиологии и патогенеза.

К сожалению, в этот период развития клинической генетики врачам приходится сталкиваться с наследственными заболеваниями в хронической стадии патологического процесса, когда обнаруживаемые расстройства носят необратимый характер и не поддаются терапевтической коррекции. Становится очевидной необходимость создания программ ранней диагностики и широкое распространение начинают приобретать массовый и селективный скрининг наследственных нарушений обмена веществ. Ярким примером может служить методика массового скрининга на фенилкетонурию, когда перед врачом открылась перспектива не только диагностики, но и лечения, а также предупреждения тяжелой умственной отсталости. Наряду с этим в центре внимания оказались так называемые недифференцированные патологические состояния, объединявшиеся в группы детского церебрального паралича, последствий перенесенной гипоксии и родовой травмы, нарушений опорно-двигательного аппарата и пр. Среди умственно отсталых детей стали находить больных с фенилкетонурией, гомоцистинурией, гистидинемией, лейцинозом и др. Среди больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата - дети с синдромом Марфана, рахитоподобными заболеваниями. Трудности выявления детей с наследственной патологией объяснялись целым рядом причин:
• фенотипическим сходством генетически гетерогенных заболеваний. Так рахитоподобные заболевания часто принимались за витамин D-дефицитный рахит, а назначаемое традиционное лечение не оказывало заметного лечебного эффекта,
• клиническим полиморфизмом, когда при одном и том же заболевании клиническая картина не соответствовала «классическому» симптомокомплексу,
• прогредиентным характером течения патологического процесса, когда к моменту рождения ребенка имелся лишь один клинический признак, например, арахнодактилия, а полный симптомокомплекс синдрома Марфана формировался на протяжении 5-9 лет постнатальной жизни.

Встречаемость врожденной и наследственной патологии

Наличие фенотипического сходства наследственных и ненаследственных заболеваний стимулировало разработки дифференциально-диагностических критериев с использованием не только клинической симптоматики, но и результатов лабораторных исследований. Все более четкой становится перспектива создания таких диагностических программ, которые смогли бы приоткрыть завесу таинственности над процессом внутриутробного развития эмбриона и плода. Таким образом, речь шла о внутриутробной диагностике. За относительно короткий срок были предложены абсолютно новые технологии, в состав которых входили ультразвуковое сканирование, компьютерная и магнитно-резонансная томография, биопсия хориона и кожи плода, амниоцентез, кордоцентез и биохимические маркеры (а-фетопротеин, эстриол, хорионический гонадотропин, ассоциированный с беременностью протеин А - РАРР-Л, эритроцитарная супероксиддимутаза и др.).

Новые диагностические технологии позволили проникнуть в интимные процессы формирования жизни, визуализировать особенности разных стадий внутриутробного развития эмбриона и плода. Появилась возможность осуществить, казалось бы, невозможное - получить объективные данные о возникновении отдельных структур органов и систем плода. Более того, врач стал располагать информацией о качестве маточно-плацентарного, фетоплацентарного и церебрального кровотоков плода и мн. др. Появилась возможность получать кровь и кожу плода для внутриутробной диагностики многих заболеваний и, главное, определять кариотип плода.

Эта система новых технологий получила название пренатальной диагностики, которая ознаменовала новый этап в развитии клинической генетики. Она не только позволяла диагностировать, но реально предупреждать рождение детей с грубой некорригируемой патологией нервной трубки, сердца, почек, скелета и др. Тем самым была создана основа для сокращения инвалидности с детства.
В последующие годы система пренатальной диагностики была дополнена преимплантационной диагностикой, позволившей выйти на еще более ранние стадии развития эмбриона.

Использование методики изучения эмбриональных биоптатов, полученных на стадии 6-10 бластомеров, позволило проводить активную диагностику не только хромосомных, но и моногенных дефектов. Это оказалось особенно важным при проведении ЭКО.

Достижения в области пренатальной диагностики послужили стимулом для возникновения внутриутробной терапии с использованием медикаментозных или хирургических средств. Большие возможности представились при освоении метода кордоцентеза. Таким образом, плод стал доступен для проведения как диагностических, так и лечебных мероприятий и на этой основе приобрел статус пациента.

Огромный опыт, накопленный в различных регионах мира, убеждает в том, что новые диагностические технологии позволили сдвинуть эту проблему с мертвой точки. К сожалению, до сих пор не исчерпаны все возможности постепенно совершенствующейся пренатальной диагностики. Она оказывается доступной не для всех женщин, в связи с чем этим методом выявляется не более 10% врожденных пороков. Не вызывает сомнения, что при хорошей и обеспеченной финансами организации пренатального скринига вполне реально выявить до 30% всех известных пороков развития.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Проблемы лечения врожденных и наследственных заболеваний у детей"

Оглавление темы "Лечение наследственных и врожденных заболеваний":
  1. Современные методы денситометрии костной ткани
  2. Методы диагностики хромосомных болезней у детей
  3. Генотерапия наследственных заболеваний - возможности, перспективы
  4. Этические и социальные проблемы генной терапии
  5. Методы патогенетической терапии наследственных заболеваний
  6. Методы симптоматической терапии наследственных заболеваний
  7. Эмбриональная хирургия - возможности, перспективы
  8. Актуальность проблемы врожденных и наследственных заболеваний у детей
  9. История диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей
  10. Проблемы лечения врожденных и наследственных заболеваний у детей

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: