Анализы для диагностики наследственных и врожденных заболеваний

Одной из основных задач врача - выбор тактики наиболее перспективного плана обследования больного с подозрением на наследственную патологию. Отвергая возможность того или иного заболевания, врач постепенно сужает круг возникающих перед ним диагностических проблем. И в зависимости от перечня заболеваний, включенных в дифференциально-диагностическую программу, конкретно определяет комплекс необходимых методов исследований и их очередность. На первое место выдвигаются наиболее перспективные в данной ситуации исследования, от проведения которых может быть получен наивысший диагностический и экономический эффект.

Такая тактика в обследовании больного с наследственной патологией объясняется тем, что врачу в процессе дифференциальной диагностики приходится выполнять нередко огромный объем исследований. Например, при обследовании детей с марфаноподобным симптомокомплексом принимаются во внимание такие патологические состояния, как гомоцистинурия, врожденная воронкообразная деформация грудной клетки, подвывих хрусталика и др. А при обследовании детей с синдромом Лоуренса - Муна - Барде - Бидля перечень заболеваний резко возрастает (различные формы ожирения, нейролипидозы, синдром Бассена - Корнцвейга, синдром Карпентера и др.).

При этом ведущая роль отводится лабораторной диагностике. Используется широкий и разнообразный спектр исследований: цитогенетические, биохимические, иммунологические, рентгенорадиологические, морфологические, функциональные и др. Чем тщательнее проведен долабораторный (сугубо клинический) этап работы, тем точнее выбор диагностической программы итем выше ее диагностический эффект (!).

Последовательность проведения дифференциально-диагностических мероприятий представлена на схеме ниже. Первоначально в центре внимания исследователя находится группа детей с недифференцированной патологией. Основная задача сводится к разделению детей на две подгруппы: с ненаследственной и наследственной патологией. В последующем все дифференциально-диагностические мероприятия сосредотачиваются на обследовании детей с подозрением на наследственную патологию. В результате удается выделить группы детей, имеющих заболевания с наследственной предрасположенностью, наследственные болезни обмена веществ и хромосомные болезни.

Дифференциальная диагностика болезней

В процессе клинического обследований могут быть выделены отдельные контингенты детей, у которых подозреваются те или иные наследственные заболевания. При этом четко определяется и соответствующая диагностическая программа. Рассмотрим несколько примеров:

I. Контингент больных для обследования на рахитоподобные заболевания

1. Дети из семей, родители или ближайшие родственники которых имеют костные деформации нижних конечностей (фосфатдиабет).
2. Дети раннего возраста, имеющие полиурию, полидипсию, жажду в сочетании с мышечной гипотонией, «беспричинной» гипертермией.
3. Дети с рахитоподобными изменениями и отсутствием эффекта от лечения витамином D2.

Диагностическая программа:
1. Генеалогические сведения.
2. Состояние костной системы (клинико-рентгенологические исследования).
3. Функция почек (аммониоацидогенез, рН мочи, титрационная кислотность, белок, аминокислоты, глюкоза).
4. Состояние электролитного обмена (содержание фосфора, калия, натрия, общего кальция, ионизированного кальция, активность щелочной фосфатазы, клиренс фосфатов, балансовые исследования).

II. Контингент больных для обследования на наследственные нарушения обмена триптофана

1. Дети, наследственность которых отягощена аллергическими дерматозами.
2. Дети, страдающие истинной и себорейной экземой и нейродермитом, со слабым эффектом от общепринятой тарапии.
3. Дети, у которых в симптомокомплекс входят изменения кожи и психоневрологические расстройства.

Диагностическая программа:
1. Генеалогические сведения.
2. Состояние кожи.
3. Состояние ЦНС.
4. Определение в крови и моче триптофана и его метаболитов (ксантуреновая и кинуреновая кислоты, кинуренин, Nl-метилникотинамид). Нагрузочный тест с триптофаном.
5. Определение 4-пиридоксиновой кислоты в моче.

III. Контингент больных для обследования на наследственную гиперлипопротеинемию

1. Дети с кожным ксантоматозом.
2. Дети, наследственность которых отягощена сердечно-сосудистыми заболеваниями.
3. Дети с вегетососудистой дистонией (прогрессирующая форма).
4. Дети, у которых содержание холестерина в сыворотке крови превышает 230 мг% и триглицеридов - 140мг%

Диагностическая программа:
1. Генеалогические сведения.
2. Состояние сердечно-сосудистой системы.
3. Состояние кожи.
4. Особенности липидного обмена (общий холестерин, триглицериды, липопротеины, b-ЛП, пре-b-ЛП, липопротеидлипаза).

IV. Контингент больных для обследования на гистидинемию

1. Дети раннего возраста, отстающие в психомоторном развитии.
2. Дети с недифференцированной умственной отсталостью.
3. Дети с нарушениями речи.

Диагностическая программа:
1. Положительная проба Феллинга.
2. Определение уровня гистидина в крови (норма 80-135 мкмоль/л).
3. Определение экскреции гистидина с мочой (норма 350-380 мкмоль/сут).
4. Определение уроканиновой кислоты в моче и поте (норма 1,0-3,0 мкмоль/л)
5. Нагрузочная проба с гистидином (100 мг на 1 кг массы тела).
6. Определение активности гистидазы в коже (норма 1,7-5,3 нмоль/г/с).

V. Контингент больных для обследования на синдром Лоуренса -Муна - Барде - Бидля

1. Дети с полидактилией.
2. Дети, у которых ожирение сочетается с патологией зрения и умственной отсталостью.
3. Дети с тапето-ретинальной абиотрофией.

Диагностическая программа. Клиническое обследование, включающее изучение обмена веществ (липидов), зрения, ЦНС, мочеполовой системы (аномалии почек, гипогенитализм).

VI. Контингент больных для обследования на синдром Марфана

1. Дети, родители или ближайшие родственники которых имеют синдром Марфана или отдельные его признаки (арахнодактилия, подвывих хрусталиков, высокий рост и др.).

Диагностическая программа:
1. Генеалогические сведения.
2. Состояние зрения.
3. Состояние сердечно-сосудистой системы.
4. Состояние опорно-двигательного аппарата. Особенности обмена соединительной ткани: экскреция кислых ГАГ (общая и фракционированная), экскреция оксипролина и оксилизингликозида.
5. Аминокислотный состав сыворотки крови (дифференциальный диагноз с гомоцистинурией).

Из сказанного следует, что дифференциальный диагноз является весьма сложным процессом в обследовании больного с наследственной патологией. При этом врачу помимо глубоких знаний по педиатрии и ряду смежных дисциплин (эмбриология, акушерство, невропатология, генетика, биохимия и др.) необходимо иметь возможность для проведения сложных исследований. Обоснованная аргументация диагноза складывается из результатов комплексного клинического и лабораторного обследования.

В связи с этим врач в процессе проведения дифференциального диагноза обычно не располагает всей существующей информацией и вынужден постоянно обращаться к справочной литературе.

Манифестация наследственных заболеваний у детей может наступать в разные возрастные периоды жизни: внутриутробный период, период новорожденности, период раннего детства, подростковый период. В патологический процесс, как правило, вовлекаются многие органы и системы, но чаще всего в клинической картине доминирует задержка психомоторного развития, нарушения опорно-двигательного аппарата. Ранней диагностике способствует тщательный осмотр больного, сбор и анализ родословной, акушерский анамнез матери и др. Помимо явных пороков следует обращать внимание и на малые аномалии развития (форма черепа, лица, шеи; изменения пальцев на руках и ногах и пр.). Для выявления наследственных нарушений обмена у новорожденных огромное значение приобретают диагностические программы массового и селективного скрининга.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Эпидемиология и тератогенные причины врожденных пороков развития (ВПР)"

Оглавление темы "Врожденные пороки развития (ВПР)":
  1. Анализы для диагностики наследственных и врожденных заболеваний
  2. Эпидемиология и тератогенные причины врожденных пороков развития (ВПР)
  3. Гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии как причины врожденных пороков развития (ВПР)
  4. Врожденные синдромы с аутосомно-рецессивным типом наследования: варианты, клиника
  5. Врожденные пороки с аутосомно-доминантным типом наследования: варианты, клиника
  6. Врожденные пороки с Х-сцепленным наследованием: варианты, клиника
  7. Врожденные пороки неизвестной природы: варианты, клиника
  8. Токсоплазмозная эмбрио-фетопатия - клиника
  9. Краснуха плода и новорожденного ребенка - Rubella syndrom
  10. Герпес плода (герпетическая эмбриопатия) - клиника

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: