Определение микроаномалий развития. Эпидемиология микроаномалий развития

Микроаномалии развития (син.: малые аномалии развития; морфогенетические варианты) не являются синонимом микропризнаков наследственных болезней, так как микропризнак - это симптом заболевания, а аномалия развития - это отклонение в развитии органа или системы.

Микроаномалии, выявляемые у больных с врожденными и наследственными заболеваниями или синдромами, часто не ограничены одним органом или тканью. Они обнаруживаются в различных органах, развивающихся из разных зародышевых листков. Например, булавовидные фаланги и гипотрихоз; сросшиеся брови (синофриз) и микрогнатия; седая прядь волос и гипертелоризм и т.д. Большинство микроаномалий выявляются в периоде новорожденности, однако некоторые микроаномалии не являются статичными, с ростом и развитием ребенка они могут изменяться и даже исчезать.

Исследования показывают, что наличие 1-3 микроаномалий развития встречается у здоровых лиц. Для выработки единого взгляда на MAP следует обращать внимание на два положения: количество аномалий и их качественные характеристики.

По данным исследования микроаномалий у здоровых и больных детей, выполненных в нашей клинике, 64,2 % здоровых детей не имели MAP или имели одну микроаномалию - 27,8 %, которая встречается и у больных с врожденными и наследственными заболеваниями, две микроаномалии имели 7,3 % здоровых детей и три микроаномалии имели только 0,7 % здоровых детей. У здоровых лиц не выявляется преобладание какой-либо MAP. Свыше трех MAP у здоровых не наблюдалось. Однако встречаются такие аномалии, которые не встречаются (даже по одной) у здоровых детей (таких аномалий, по полученным данным, 27 из 86 микроаномалий. Микроаномалии приобретают, следовательно, диагностическую значимость тогда, когда их более трех, особенно в определенных сочетаниях, или встречаются такие микроаномалии, которые не встречаются у здоровых лиц. Таким образом, при оценке микроаномалий следует, с одной стороны, учитывать качественную сторону аномалии, с другой - количественную. Микроаномалии распространены в детской популяции в рамках нормальной вариабельности. Для врача важно иметь в виду, что при наличии необычных микроаномалий развития или повышенном их количестве необходимо динамическое наблюдение за ребенком для выявления врожденной и наследственной патологии. Например, поперечная борозда ладони встречается в популяции в 15 % случаев, в то же время известно, что она довольно часто встречается при врожденных и наследственных заболеваниях. Поэтому необходимо осторожно оценивать патологическую значимость выявленной микроаномалии, особенно когда она определяется как единственное отклонение. Кроме этого, микроаномалия может иметь разную степень выраженности даже в пределах одной семьи. Таким образом, некоторые микроаномалии являются вариантами нормального фенотипа. Это касается, по-видимому, не только внешних микроаномалиий, так как, вероятно, существуют микроаномалии внутренних органов, а возможно и тканевые микроаномалии, о которых мы пока мало знаем. Поэтому семиотика наследственных болезней должна учитывать данные о распределении различных отклонений в популяции и среди больных. Это дает возможность провести оценку информационной (диагностической) значимости выявленных отклонений, т.е. оценить их патологическую значимость.

микроаномалии развития

Эта проблема близка к учению С.Н. Давиденкова об условном тропизме, которое он разрабатывал в 30-е годы прошлого века. Суть учения состояла в том, что у гена, вызывающего наследственное заболевание, существует собственный эффект. К этому эффекту добавляется эффект генов-модификаторов, существующих в популяциях независимо от вовлекающихся в развитие патологического процесса в силу того, что они попадают в поле действия основного гена. На примере заболеваний нервной системы им было показано, что в популяции достаточно часто встречаются такие признаки, как полая стопа или толстые нервы и ряд других, которые накапливаются в семьях и, по-видимому, наследуются.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране отсутствуют сведения о нормальной вариабельности микроаномалий в зависимости от структуры и этнических особенностей популяций.

Важное значение для семиотики наследственных болезней имеет существование вариантов нормальных признаков, часто даже не одного. Например, при синдроме Вивера большинство признаков можно считать вариантами нормы: увеличенный бифронтальный размер черепа, плоский затылок, большие уши, гипертелоризм глаз, удлиненный фильтр, относительная микрогна-тия и др. Следовательно, в семиотике наследственных болезней следует учитывать популяционные и семейные частоты признаков. Еще раз подтверждается требование классической генетики о необходимости обследовать не только пробандов, но и всех здоровых членов семьи. Цель такого обследования -определение зависимой или независимой от заболевания сегрегации нормального признака. При этом вероятность быть включенными в качестве симптомов заболевания для сочетания двух и более признаков, независимо встречающихся в популяции, резко возрастает.

Таким образом, в семиологии наследственных заболеваний важнейшее значение приобретают результаты сегрегационного анализа, а в ближайшем рассмотрении - тщательное (лучше личное) обследование семьи.

Механизм возникновения пороков развития изучен недостаточно. В случаях низкой пролиферативной активности клеток контакт между эмбриональными структурами запаздывает. Изменение дифференцировки клеток может произойти в любой период эмбриогенеза и быть причиной агенезии органов, их морфологической и функциональной незрелости, а также персистирования эмбриональных структур, например неразделения, как это наблюдается при прозэнцефалии. Задержка физиологического распада клеток, отмирающих в процессе эмбриогенеза (например, при рассасывании межпальцевых перепонок, реканализации кишечной трубки и открытии естественных отверстий), может приводит к синдактилии, атрезии, стенозу. Нарушение адгезивного механизма, т.е. склеивания, удержания и срастания эмбриональных структур, так же как и недостаточно активная пролиферация, являются причинами многих дизрафий (например, пороков развития, связанных с незакрытием нервной трубки). В основе формирования некоторых пороков развития лежат циркуляторные расстройства, обусловленные тромбозом, сдавлением, кровоизлиянием. Тератогенный эффект часто связан с цитолитическим действием возбудителя.

Формирование большинства пороков развития происходит в течение первых 8-10 недель беременности. Чувствительность эмбриона к повреждающим факторам в эти сроки различна. По данным П.Г. Светлова, выделяют два отрезка времени повышенной чувствительности, которые называют критическими периодами. Первый период приходится на конец первой - начало второй недели беременности. Действие вредного фактора в это время часто приводит к гибели зародыша. Аналогичное воздействие фактора во второй период (3-6-я неделя беременности) чаще индуцирует порок развития.
Понимание ВПР базируется на знании путей эмбрионального развития, знаний закономерностей антенатального онтогенеза.

Без знания биологии развития часто невозможно установить, относится обнаруженный у ребенка комплекс к изолированным или множественным порокам развития, так как для этого необходимо определить, какие из пороков первичны, а какие вторичны, ибо множественность определяется количеством первичных пороков. Например, мы имеем 3 аномалии развития: атрезия водопровода мозга, гидроцефалия и деформация стоп. Первичными будут: атрезия водопровода, а гидроцефалия и деформация стоп - вторичные пороки, развившиеся в связи с нарушением циркуляции ликвора (гидроцефалия) и нарушением трофической и двигательной функций в нижних конечностях (деформации стоп). Следует в связи с этим отметить, что и медико-генетический прогноз будет определяться первичным пороком развития (в данном случае - атрезией водопровода мозга).

Для ряда наследственных болезней, в первую очередь для хромосомных заболеваний, характерно помимо множественных MAP наличие тех или иных врожденных пороков развития. Наличие множественных пороков - ЦНС, сердца, почек, костно-суставной системы - первый и самый главный признак хромосомных болезней, который служит абсолютным показанием для анализа хромосомного набора у ребенка.

- Читать далее "Значимость микроаномалий развития. Классификация микроаномалий развития"

Оглавление темы "Микроаномалии развития детей":
1. Врожденные пороки развития сердечно-сосудистой системы. Пороки развития почек
2. Врожденные пороки желудочно-кишечного тракта. Диафрагмальные грыжи
3. Редукционные пороки конечностей. Микроаномалии развития
4. Аномалия и вариация в генетике. Клиническое значение микроаномалий развития
5. Определение микроаномалий развития. Эпидемиология микроаномалий развития
6. Значимость микроаномалий развития. Классификация микроаномалий развития
7. Диагностика микроаномалий развития. Оценка микроаномалий развития
8. Принципы лечения врожденных пороков развития. Профилактика врожденных пороков развития
9. Диагностика наследственных болезней детского возраста. Лабораторная диагностика наследственных болезней
10. Биохимия наследственных болезней. Биохимическая диагностика наследственных болезней

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: