Сохранение эмбрионального строения легких. Легочные инфекции у детей

Нередко случается, что после достижения определенной стадии развитие легких приостанавливается и больше не продолжается. Эта остановка развития может диффузно поражать оба легкие, или же дефект и замедление развития альвеол поражает легкие в различных местах и в различной степени. Гистологическая картина легких отвечает зародышевым или эмбриональным легким с небольшим количеством альвеол и большим количеством межальвеолярной соединительной ткани.

При менее тяжелых формах гистологическая картина похожа на картину легких 4 — 5 месячных плодов. При тяжелых формах можно обнаружить большое количество хорошо развитых альвеолярных ходов, бронхиол и бронхов, а между ними чрезмерное количество эмбриональной, но хорошо снабженной сосудами, мезенхимальной ткани. Альвеол, или дыхательной площади, в сущности мало, их полости небольшие, а стенки очень толстые. Эта аномалия развития является проявлением дисгармонического развития организма.

С ней можно встретиться у недоношенных детей, но и у доношенных, или же у доношенных, живших несколько недель. Если легочные изменения менее выразительны, то надежда на выживание больше, но такие дети часто подвергаются легочным инфекциям. Эта аномалия, правда, может быть причиной смерти в течение первых 24 или 48 часов. Наряду с приведенными изменениями можно с патоморфологической точки зрения установить сильную гиперемию, геморрагии, отек, бронхиолит и пневмонию. Эта аномалия совмещена обычно с ателектазом.

Mac Mahon (1948), который эту аномалию описал под названием врожденной альвеолярной дисплазии, предполагает, что это совместительство и было причиной того, что она осталась незамеченной, так как оба эти состояния не различали.
В клинической картине преобладает прогрессивная одышка и цианоз, в рентгенологической — картина диффузного или очагового ателектаза.

легочные инфекции у детей

Легочные инфекции у детей

Легочные инфекционные заболевания в детском возрасте встречаются часто как в относительном, так и в абсолютном масштабе. Они протекают скрыто или проявляются клинически и рентгенологически различным способом. В сущности они начинаются с защитных нервных, ферментативных, эндокринных, биохимических, патоморфологических и иммунобиологических процессов.

Патологические процессы отличаются от нормальных своим объемом, но не по своему характеру. То, что организм не в состоянии выполнить при физиологических условиях, он не может сделать и во время болезни. Непосредственный патогенез начинается в периоде количественного извращения защитной реакции, ферментной, биохимической и морфологической, в реакцию патологическую.

У живых существ всегда и на всех ступенях естественной системы можно проследить отчетливое стремление сохранения самого себя и своего вида. Это стремление вызывает необходимость взаимного приспособления видов и индивидуумов, приспособления среды и приспособления к среде. Необходимость и положение приспособления вызывают, следовательно, живые и неживые факторы.

В этой динамической жизнедеятельности проявления болезней или патологические факторы являются только особым видом жизненных явлений (Аничков 1953), но лицо, ребенок, пораженный болезнью, живет на границе приспосабливаемости своего организма. Если приспосабливание вызвано живым антигеном, инфекционным агентом, то можно говорить о инфекционном заболевании, а именно о заразительном, если оно переносится, или заразном, если оно не переносится.

В этом ходе мыслей состоит сущность павловского понятия и принципа единства организма и среды. Против антигена организм и его органы активируют оборонительные процессы. Какие оборонительные или болезненные процессы возникнут, зависит от действия болезнетворных зародышей и от одновременных основных и фазных (ферментативных, нервных, эндокринных, биохимических, иммунных клеточных) условий организма и ответной реакции. Плод и ребенок является преимущественно анаболическим организмом, и притом тем в большей мере, чем меньше его возраст.

Все функции молодого организма регулируются потребностями роста. Этой потребности и цели приспособлены его ткани и органы, управление и реактивность. Этими нормальными, физиологическими условиями и последствиями ударного (в том числе и инфекционного) „опыта" (но не в результате незрелости) создаются предпосылки для ферментативных, эндокринных, биохимических, функциональных и морфологических реакций на вторжение антитела.

- Читать далее "Легочная патология новорожденных. Особенности детского организма"

Оглавление темы "Кистозные поражения легких. Мегаальвеолия":
  1. Легочный дисэмбриопластический кистоз. Врожденный поликистоз
  2. Морфология поликистоза легких. Диагностика легочного поликистоза
  3. Рентгенография поликистоза легких. Гигантская бронхогенная киста
  4. Морфология бронхогенной кисты легкого. Диагностика бронхогенной кисты
  5. Диагностика прогрессирующих бронхогенных кист. Диффузная лобарная мегаальвеолия
  6. Развитие мегаальвеолии у детей. Механизмы мегаальвеолии
  7. CPAP-терапия при СОАГС
  8. Диагностика мегаальвеолии у детей. Течение мегаальвеолии
  9. Сохранение эмбрионального строения легких. Легочные инфекции у детей
  10. Легочная патология новорожденных. Особенности детского организма
  11. Реактивность новорожденных и грудных детей. Болезненные процессы в легких

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: