Возрастные рефлекторные реакции сердца детей

В процессе образования условных сердечных рефлексов изучалось взаимодействие сигнальных систем в отношении сердечных реакций. С этой целью регистрировалась сердечная реакция на слова, обозначающие условный раздражитель, осуществлялся систематический опрос о ходе исследования. Для регистрации использовалась элекатрокардиография и эхокардиография. Испытание действия словесного раздражителя производилось после упрочения условного рефлекса на непосредственный раздражитель - 1 - 2 раза у каждого испытуемого. Подкреплением эти испытания не сопровождались.

Слова произносились экспериментатором ("гудит гудок") и передавались в кабину, где находился испытуемый, через микрофон. Для контроля в эксперименте 1-2 раза применялись индифферентные слова - "светит солнце", "открылась дверь" и т. н. Оказалось, что слова, обозначающие условный раздражитель, вызывали отчетливую сердечную реакцию у детой всех возрастов, тогда как реакция на индифферентный раздражитель отсутствовала или была слабо выражена. При этом наметились возрастные различия: у детей младшего возраста сердечная реакция на слова "гудит гудок" проявлялась в большинстве случаев как учащение ритма, при этом изменялись и другие компоненты ЭКГ. У детей старшей возрастной группы реакция проявлялась чаще всего урежением ритма, другие показатели ЭКГ не изменялись.

Дети средней возрастной группы реагировали на слова или учащением, или урежением ритма сердечных сокращении. У части испытуемых этой группы при этом наблюдались изменения зубца T и интервала Р-Q.

Таким образом, сердечная реакция, вызываемая словом, была подобна типичной для данного возраста сердечной реакции на условный сигнал. Экспериментальная ситуация в наших опытах была очень проста, поэтому но только дети старшего возраста, но и дети средней возрастной группы могли рассказать, что они по приказу приседали, что приказу предшествовало звучание гудка, т. е. могли дать полный отчет о ходе исследования.

реакции сердца

Различия между детьми старшой и сродной возрастных групп проявлялись лишь в том, что последние не всегда точно определяли количество испытанных в эксперименте раздражителей и иногда давали точный отчет лишь после ряда наводящих вопросов ("Ты приседал, когда слышал гудок, или ждал приказа?"). У детей младшей группы, особенно у 3-летних, получение отчета было затруднено. После первых опытов дети этого возраста в большинстве случаев не могли даже назвать раздражителей, хотя обычно могли сказать о том, что они приседали. Даже после большого количества сочетаний доти говорили, что они приседают сразу как только услышат гудок, т. о. неправильно отражали в отчете экспериментальную ситуацию.

Каждого ребенка мы спрашивали о том, не отмечает ли он сердцебиений и одышки после физических упражнений или во время звучания сигнала. Форма вопроса, естественно, изменялась соответственно возрасту ребенка. Оказалось, что никто из детей не мог отметить изменении сердечной деятельности во время действия условного раздражителя; и только две из старших указали, что они испытывали небольшое сердцебиение после физической нагрузки.

Итак, чем старше дети, тем сердечные рефлексы прочнее, менее подвержены внешнему торможению и в то же время более специализированы. Очевидно, что возрастные особенности условных сердечных рефлексов отражают основные закономерности возрастной эволюции замыкательной деятельности коры головного мозга.

Из приведенных материалов видно, что с возрастом изменяется и структура условных сердечных реакций. В отличие от детей младшего возраста у старших детей в условнорефлекторную реакцию реже вовлекались изменении предсердного комплекса и совсем отсутствовали услошюрефлекторные изменения зубцов Т и R. Неодинаковы были и услошюрефлекторные изменения ритма. Чем старше были дети, тем чаще условные реакции выражались замедлением ритма сердечных сокращений. У младших условные сердечные реакции были сходны с реакциями, вызываемыми физической нагрузкой, тогда как у старших условные реакции были в некоторых отношениях противоположны безусловным реакциям. Эти различия еще ярче проявлялись по мере повторения сочетаний, так как у детей младшего возраста сердечные реакции не меняли своего характера, а у старших в этих условиях все резче выступало преобладание реакций в виде урежения ритма сердечных сокращений.

Обращает на себя внимание тот факт, что особенности условных сердечных рефлексов у детей старшего возраста сходны с реакциями взрослых людей, у которых при исследовании в тех же условиях упроченные условные реакции также выражаются только уроженцем ритма (Балонов). Подобный характер условных сердечных реакций обеспечивает лучшее приспособление сердца к предстоящей физической нагрузке. В этих фактах можно видеть аналогию с так называемыми "предстартными состояниями", описанными у спортсменов. Очевидно, что этот биологически целесообразный механизм формируется в онтогенезе постепенно.

Некоторые особенности сердечных реакций у младших детей: 1) разнообразие и непостоянство в изменениях зубцом и интервалов ЭКГ; 2) не всегда сохраняющееся соответствие между изменениями ритма и интервалов Р-Q и Q-Т; 3) возможность Изменений зубца Р на фоне неизмененного ритма - можно рассматривать как проявление возрастной вегетативной дистопии, как незрелость механизмов, обеспечивающих координированную деятельность различных функциональных образований сердца. Эта дистония связана с относительно выраженным преобладанием симпатических влияний. Можно предположить, что незрелость этих механизмов заключается в том, что кортикальные представительства симпатической и парасимпатической нервной системы еще недостаточно координированы в своей деятельности - не включились в единую функциональную систему.

Возрастные особенности выработки дифференцировки не выявились, так как ее образование было затруднено у детей всех возрастных групп.

Статья подготовлена с использованием материалов сайта DocDoc.ru http://diagnostica.docdoc.ru/

- Вернуться в оглавление раздела "Кардиология"

Оглавление темы "Рентгенография при аортальной и трикуспидальной недостаточности":
  1. Аорта при аортальной недостаточности. Левый желудочек при недостаточности аортального клапана
  2. Митрализация сердца. Рентгенокимографическая картина аортальной регургитации
  3. Пример аортальной недостаточности у ребенка. Митрально-аортальный порок сердца
  4. Рентгенограмма при митрально-аортальном пороке у ребенка. Течение митрально-аортального порока сердца
  5. Аортальная недостаточность вместе с комбинированным митральным пороком сердца
  6. Клиника недостаточности клапана аорты при стенозе митрального отверстия и недостаточности двухстворчатого клапана
  7. Стеноз аортального отверстия у детей. Расширение восходящей аорты при аортальном стенозе
  8. Недостаточность трехстворчатого клапана. Правое предсердие при трикуспидальной недостаточности
  9. Повороты сердца при трикуспидальной недостаточности. Тень правого предсердия при недостаточности трехстворчатого клапана
  10. Легочные поля при трикуспидальной недостаточности. Пример недостаточности трехстворчатого клапана

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: