Пример интеллектуальной недостаточности при пороке сердца. Психика при органическом поражении головного мозга

Приводим выписку из истории болезни ребенка с интеллектуальной недостаточностью типа задержки интеллектуального развития.
Больной М., 11 лет. Соматический диагноз: триада Фалло с клапанным стенозом легочной артерии.

Анамнез. Еще в роддоме обнаружен врожденный порок сердца. В грудном возрасте плохо прибавлял в весе. Развивался с некоторой задержкой. Ходить начал в 1,5 года. Первые слова — около двух лет. Учится в массовой школе с большим трудом.

Физическое состояние. Отстает в физическом развитии. Рост 139 см. Крипторхизм. Легкий акроцианоз и цианоз губ, усиливающиеся при физической нагрузке. Сиптом «часовых стекол». Легкие без особенностей Сердечный толчок разлитой в шестом—седьмом межреберье, над областью сердца прослушивается грубый систолический шум, ослабевающий к верхушке и усиливающийся к основанию, с максимумом в третьем межреберье слева от грудины. Пульс 80 уд/мин, ритмичный. Артериальное давление 115/80 мм рт. ст. Печень у края ребер.
Содержание кислорода в артериальной крови 17 об.%, артериовенозная разница — 6,2 об.%.

Неврологический статус. Недостаточность конвергенции правого глаза. При оскале зубов перетягивает левый угол, рта. Язык отклоняется влево от средней линии. В правых конечностях сухожильные рефлексы повышены с расширенной зоной; справа —непостоянный симптом Бабинского. Легкая недостаточность орального праксиса, стертые явления псевдобульбарной дизартрии. Речь несколько смазанная, недостаточно модулированная,, затруднено произношение взрывных и некоторых переднеязычных согласных звуков. Координация движений нарушена. Имеются негрубые пространственные нарушения: путает направление движений. Ошибается при выполнении транзитивных действий. Гипомимия.

Психическое состояние. Высказывания односложные. Запас слов недостаточен для возраста, затруднен пересказ. Объем знаний ниже возрастного уровня; плохо знает школьную программу. Сбивчиво передает содержание прочитанных книг, часто не может выделить главное. Быстро забывает то, о чем читал. Содержание сюжетных картинок излагает упрощенно. Переносного смысла общеизвестных пословиц объяснить не может. Счетные операции в уме производит медленно, часто делает ошибки. Повышенно отвлекаем. Активное внимание концентрируется с трудом. Преобладают игровые интересы. Дифференцированных привязанностей нет. Двигательно расторможен, слабо реагирует на замечания врачей и персонала, шумит в час отдыха. Контактирует преимущественно с детьми 7—8 лет. Настроение преобладает несколько повышенное. Часто не к месту смеется. Сознания болезни и понимания серьезности предстоящей операции нет, поэтому страха перед операцией не испытывает.

интеллектуальная недостаточность

Психологическое исследование выявляет инертность мышления, нарушение его целенаправленности, повышенную истощаемость внимания, недостаточность конструктивного праксиса (ошибки в пробе Кооса). Задания на обобщение (классификация предметов) и исключение 4-го лишнего выполняет правильно, но медленно.
Больному была произведена операция на сердце — чрезжелудочковая закрытая вальвулотомия по Броку под общим интубационным эфирно-кислородным наркозом.

Операция и послеоперационный период протекали без соматических осложнений. После операции исчез акроциаиоз, уменьшилась интенсивность систолического шума сердца.
При катамнестическом обследовании спустя примерно 4 года после операции (возраст 15 лет) мальчик значительно вырос (рост 148 см), несколько окреп физически, хотя все же внешне выглядит на 2—3 года моложе своего возраста. Мышцы по-прежнему развиты недостаточно. Ликвидировался крипторхизм. Вторичные половые признаки не выражены. Жалоб на сердце нет, но быстро устает при физической нагрузке.

В неврологическом статусе остается недостаточность конвергенции правого глаза, отклонение языка влево, повышение сухожильных рефлексов в правых конечностях. Патологических рефлексов нет. Сохраняется недостаточность динамической координации движений. Произношение звуков улучшилось.
После операции продолжал учиться в общеобразовательной школе. Успеваемость несколько повысилась за последние 2 года, Стал немного более усидчивым. Быстрее запоминает прочитанное.

В поведении остаются черты инфантильности: недостаточно самостоятелен, склонен к шалостям, смешлив, определенной склонности к чему-нибудь не обнаруживает. Двигательная расторможенность и драчливость уменьшились.
Анализ наблюдения. В приведенном наблюдении задержка интеллектуального развития сочетается с психофизическим инфантилизмом и остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга.

Постепенно отставание в физическом и психическом развитии уменьшается, что связано не только с положительной возрастной динамикой, но и с улучшением гемодинамики после успешно проведенной операции. Черты инфантильности в поведении удерживаются более стойко.

- Читать далее "Пароксизмальная тахикардия при пороке сердца. Приступ пароксизмальной тахикардии"

Оглавление темы "Сопутствующие болезни пороков сердца":
1. Половое развитие при пороках сердца. Проявления психического инфантилизма
2. Недоразвитие личности - черты детскости. Интеллектуальная деятельность детей с пороком сердца
3. Неврозы у больных пороком сердца. Истероформные расстройства при пороке сердца
4. Пример диспропорций развития личности при пороках сердца. Пример психической акселлерации
5. Психическое состояние при диспропорциях развития личности. Пример психофизического инфантилизма
6. Астенические черты личности при пороках сердца. Примеры формирования астенической личности
7. Истерические черты личности при пороках сердца. Психическая незрелость при пороке сердца
8. Интеллектуальное развитие при пороках сердца. Практический и вербальный интеллект детей с пороком сердца
9. Пример интеллектуальной недостаточности при пороке сердца. Психика при органическом поражении головного мозга
10. Пароксизмальная тахикардия при пороке сердца. Приступ пароксизмальной тахикардии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: