Пример диспропорций развития личности при пороках сердца. Пример психической акселлерации

Приводим наблюдение, иллюстрирующее особенности диспропорционального патологического формирования личности.
Больной Л., 19 лет. Соматический диагноз: изолированный клапанный стеноз легочной артерии. Анамнез. В роддоме обнаружен врожденный порок сердца. До 6 месяцов отмечался цианоз. В грудном возрасте слабый, плохо прибавлял в весе. Всегда немного отставал от сверстников в физическом развитии. Отставания в умственном развитии не отмечалось. Любил слушать чтение сказок и детских книг. Быстро запоминал прочитанное. В 4 года научился читать по слогам. Уставал при ходьбе. Если шел быстро, появлялись одышка и легкий цианоз лица. В школу поступил 7 лет.

Мать больного, зная о наличии у него тяжелого заболевания сердца, с раннего детства предельно ограничивала двигательную активность мальчика: запрещала бегать, прыгать, ограждала от любой физической нагрузки, в 1-м и 2-м классах носила его в школу на спине, старалась привить любовь к книгам и «сидячим» играм.
Учился успешно. Окончил 10 классов, после чего поступил в торговый техникум. Всегда сильно уставал при умеренной нагрузке.

С раннего детства живой, подвижный, несмотря на физическую утомляемость, жизнерадостный, общительный. В детстве — повышенно впечатлительный. В школьные годы довольно долго были выражены игровые интересы. Мог начать играть на уроке в школе, часто, даже будучи подростком, устраивал разные шалости, в связи с чем учителя нередко жаловались на него.

Близких товарищей не имел. Почти никогда не плакал. Никогда не обнаруживал самостоятельности, до последнего времени по любому вопросу советуется с матерью. В то же время легко меняет принятые решения, не проявляет настойчивости в их выполнении. Не участвовал в драках, шумных подвижных играх, не мог дать сдачи обидчику. Отличался трусливостью, боялся более сильных ребят и драчунов. В младшем и среднем школьном возрасте иногда обращал на себя внимание своеобразной недетской рассудительностью, в речи употреблял много выражений, заимствованных из книг, не всегда вкладывал в них правильный смысл. Много, .но беспорядочно, читал.

порок сердца

До настоящего времени излишне откровенен, непосредствен, наивен, болтлив, склонен к идеализации отношений между людьми. Удивлялся, когда кто-либо лгал, обманывал. Не пытался скрывать своих поступков. Не употреблял бранных слов. В юношеском возрасте, сталкиваясь с отрицательными проявлениями отношений между людьми, давал болезненные реакции: на некоторое время становился подавленным, раздражительным, уходил в себя. Однако такие состояния длились недолго, вновь сменяясь обычной жизнерадостностью.

Примерно с 14—15 лет начал осознавать свою физическую неполноценность, недостаточное физическое развитие. Очень обижался, когда кто-либо говорил о его болезни. Старался показать, что он не слабее сверстников. Ходил на занятия по физкультуре, скрывая наличие порока сердца, сильно уставал.
Полового влечения никогда не испытывал, не вполне понимает отношения между полами.

За последние два года усиливается утомляемость и одышка при любой физической нагрузке, чаще появляется цианоз. Иногда возникает вялость, сонливость.
Физическое состояние. Больной отстает в физическом развитии, выглядит подростком 14—15 лет. Диспластичен: туловигде длинное, конечности короткие. Голова сравнительно большая, по форме близка к конической. Плечи узкие. Кисти маленькие и узкие, как у девочки. Мускулатура развита слабо. Мышцы брюшной стенки дряблые, живот отвисает. Оволосение на лобке по женскому типу. Вторичные половые признаки почти не выражены. Растительности на лице нет. Половые органы развиты недостаточно. Череп округлой формы с выпуклым лбом.

Общее состояние удовлетворительное. Легкий цианоз губ в покое. Легкие аускультативно и перкуторно без особенностей. Над областью сердца прослушивается систолический шум с максимумом во втором межреберье слева от грудины. Второй тон над клапанами легочной артерии не слышен. Пульс 72 уд/мин, ритмичный. Артериальное давление 110/70 мм рт. ст.

Неврологическое состояние. Легкое отклонение языка вправо, сухожильные рефлексы на ногах равномерно повышены с расширенной зоной; брюшные рефлексы не вызываются; рефлексы с крема-стера неотчетливы. Дермографизм ярко-розовый, разлитой. На лице румянец, легко приобретающий цианотичный оттенок. При наклоне головы ощущает стук в ушах, синхронный с пульсом, темнеет в глазах. Имеется гипергидроз кожи живота, подмышечных впадин, ладоней и стоп. Моторика недостаточно дифференцирована. Движения порывистые, угловатые.

- Читать далее "Психическое состояние при диспропорциях развития личности. Пример психофизического инфантилизма"

Оглавление темы "Сопутствующие болезни пороков сердца":
1. Половое развитие при пороках сердца. Проявления психического инфантилизма
2. Недоразвитие личности - черты детскости. Интеллектуальная деятельность детей с пороком сердца
3. Неврозы у больных пороком сердца. Истероформные расстройства при пороке сердца
4. Пример диспропорций развития личности при пороках сердца. Пример психической акселлерации
5. Психическое состояние при диспропорциях развития личности. Пример психофизического инфантилизма
6. Астенические черты личности при пороках сердца. Примеры формирования астенической личности
7. Истерические черты личности при пороках сердца. Психическая незрелость при пороке сердца
8. Интеллектуальное развитие при пороках сердца. Практический и вербальный интеллект детей с пороком сердца
9. Пример интеллектуальной недостаточности при пороке сердца. Психика при органическом поражении головного мозга
10. Пароксизмальная тахикардия при пороке сердца. Приступ пароксизмальной тахикардии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: