Половое развитие при пороках сердца. Проявления психического инфантилизма

Сравнительно редко, преимущественно при «белых» пороках, психический инфантилизм не сочетается с физическим, и больные не отстают в общем развитии. В этих случаях дети и подростки отличаются несколько большей общей активностью и эмоциональностью.

В связи с нередким отставанием полового созревания, более поздним и недостаточным развитием у части больных вторичных половых признаков возникает необходимость сопоставления проявлений психического инфантилизма у детей и подростков с врожденными пороками сердца и психического инфантилизма при гипогени-тализме конституционального или церебрального генеза. В отличие от последнего при врожденных пороках сердца не отмечаются характерные для детей с конституциональным гипогенитализмом склонность к рассуждениям, чрезмерная привязанность к близким, переживание физической неполноценности, связанной с поздним половым созреванием, мнительность, ипохондричность (М. Я. Серейский, Е. Н. Крылова, 1928; Л. И. Воевода, 1933; К. С. Лебединская, 1969).

В отличие от психического инфантилизма при церебральном гипогенитализме у детей с врожденными пороками сердца отсутствуют эксплозивность, назойливость, мнительность, беспричинные колебания настроения, выраженные симптомы дисфункции диэнцефалона (К. С. Лебединская, 1969). В физическом статусе детей и подростков с врожденными пороками сердца, как правило, отсутствуют евнухоидные пропорции телосложения, редко встречается избирательное отложение жира по адипозо-генитальному типу.

Кроме того, после завершения полового созревания у многих больных с врожденными пороками сердца (особенно «синими») половое влечение остается низким, а иногда и вовсе отсутствует, что также отличает их от детей и подростков с гипогенитализмом конституционального и особенно церебрального генеза.

порок сердца

Проявления психического инфантилизма приобретают ряд особенностей при сочетании его с чертами невропатии, тормозимым или возбудимым вариантом астенического состояния у детей и подростков. При первых двух видах сочетаний наряду с явлениями инфантилизма, описанными выше, отмечается боязнь всего нового, повышенная пугливость, впечатлительность, склонность к страхам. При сочетании с возбудимым вариантом астенического состояния наблюдается двигательная расторможенность, суетливость, довышенная возбудимость.

У детей и подростков с врожденными пороками сердца «синего» типа психический инфантилизм наряду с чертами, свойственными более младшему возрасту, нередко включает своеобразные проявления недоразвития некоторых высших личностных свойств. К ним относится прежде всего слабая выраженность и малая диффе-ренцированность эмоций, что проявляется в отсутствии отчетливой привязанности к кому-либо, даже к близким, в равнодушии к злоключениям или удачам сказочных персонажей, героев фильмов, необидчивости, в безразличном отношении к стационированию, в отсутствии страха перед операцией на сердце.

Привязанность к родителям у таких детей если и проявляется, то носит часто потребительский характер: дети требуют, чтобы родители не уезжали домой, часто навещали их, но вместе с тем при встрече с родителями спешат уйти от них, взяв принесенные гостинцы. В школьном и юношеском возрасте недоразвитие личности выражается в недостаточном чувстве долга, ответственности, равнодушии к порицанию или похвале, безразличии к оценкам, а также в отсутствии стремления завоевать авторитет в среде сверстников или хотя бы приобрести их расположение. Как правило, эти дети и подростки не строят каких-либо определенных планов на будущее. Недостаточность личностных свойств подтверждается также данными психологического обследования. Так, при исследовании с помощью методики «выбора ценностей» выявляется отсутствие сформированных интересов и стремлений.

Применение методики исследования уровня притязаний показывает, что характер оценки выполнения задания обычно не влияет на выбор последующих задач (Л. Ф. Кремнева, 1972).
При описании сюжетных картинок больные не дают эмоционального резонанса, адекватного содержанию изображенных событий, игнорируют эмоциональное состояние действующих лиц.

- Читать далее "Недоразвитие личности - черты детскости. Интеллектуальная деятельность детей с пороком сердца"

Оглавление темы "Сопутствующие болезни пороков сердца":
1. Половое развитие при пороках сердца. Проявления психического инфантилизма
2. Недоразвитие личности - черты детскости. Интеллектуальная деятельность детей с пороком сердца
3. Неврозы у больных пороком сердца. Истероформные расстройства при пороке сердца
4. Пример диспропорций развития личности при пороках сердца. Пример психической акселлерации
5. Психическое состояние при диспропорциях развития личности. Пример психофизического инфантилизма
6. Астенические черты личности при пороках сердца. Примеры формирования астенической личности
7. Истерические черты личности при пороках сердца. Психическая незрелость при пороке сердца
8. Интеллектуальное развитие при пороках сердца. Практический и вербальный интеллект детей с пороком сердца
9. Пример интеллектуальной недостаточности при пороке сердца. Психика при органическом поражении головного мозга
10. Пароксизмальная тахикардия при пороке сердца. Приступ пароксизмальной тахикардии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: