Неврозы. Учение И. П. Павлова о неврозах

Созданное И. П. Павловым учение о высшей нервной деятельности и данный им физиологический анализ экспериментально вызванных нервных заболеваний произвели переворот но взглядах на природу неврозов. Поэтому необходимо предпослать изложению учения о детских неврозах краткое содержание основных положений учения И. П. Павлова об экспериментальных неврозах (Павлов, 1947, 1949).

В лабораториях И. П. Павлова и его последователей было установлено, что в тех случаях, когда условия эксперимента предъявляют чрезмерные требования к силе, уравновешенности или подвижности нервных процессов, могут возникнуть преходящие или стойкие нарушения высшей нервной деятельности — экспериментальный невроз (Ерофеева, 1912; Шенгер-Крестовникова, 1921; Петрова, 1925, 1926, 1937, 1945а, б, 1955; Рикман, 1926, 1928; Разенков, 1926; Розенталь, 1926; Иванов-Смоленский, 1927, 1933, 1952а; Купалов, 1933, 1941, 1952, 1956; Быков, 1942, 1953; Masserman, 1943, 1944; Gantt, 1953, 1956; Анохин, 1956а, б; Орбели, 1956; Яковлева, 1957; Быков и Курцнн, 1960; Давиденков, 1963, и многие другие).

Развитие невротического состояния обусловливается различными причинами. Нарушения высшей нервной деятельности могут возникнуть при одновременном воздействии комплекса сильных раздражителей (например, невроз после наводнения, описанный А. Д. Сперанским, 1925). В дальнейшем в этих случаях нарушения высшей нервной деятельности вызываются действием одного из компонентов травмировавшей ситуации. Иногда для возникновения неврозов оказывается достаточным применения одного сверхсильного раздражения.

неврозы

Перенапряжение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов может быть обусловлено трудными для нервной системы экспериментальными заданиями (образование тонких или сложных комплексных дифференцировок, переделка сигнального значения раздражителей, образование сложных условно-рефлекторных систем и т. п.). Особенно часто для вызывания экспериментального невроза применяется так называемая сшибка положительных и тормозных раздражителей, т. е. применение их с коротким интервалом или одновременно, а также одновременное применение раздражителей различного биологического значения, например условнопищевого и условнооборонительного раздражителей.

Невротические состояния развиваются или в процессе разрешения трудного задания, или тогда, когда задание кажется уже выполненным. Невроз развивается легче в тех случаях, когда одно трудное задание сменяется другим, т. е. когда имеет место длительно травмирующая ситуация.

Кардинальным признаком развивающегося невротического состояния является снижение работоспособности корковых клеток и связанное с ним усиление запредельного торможения. Реакции на условные раздражители изменяются, могут быть обнаружены различные фазовые состояния (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы).

Процессы возбуждения и торможения приобретают взрывчатый или застойный характер. В одних случаях в картине невроза доминирует нарушение активного коркового торможения, в других — возбуждения, в связи с чем неврозы разделены на тормозные и раздражительные, однако грань между ними нечеткая.

- Читать далее "Больные пункты в развитии невроза. Ослабление нервной системы"

Оглавление темы "Влияние неврозов на органы человека":
  1. Неврозы. Учение И. П. Павлова о неврозах
  2. Больные пункты в развитии невроза. Ослабление нервной системы
  3. Соматические проявления невроза. Значение типа нервной системы в развитии невроза
  4. Экспериментальный невроз. Сердечно-сосудистая система при неврозах
  5. Внутренние органы при неврозах. Влияние больших полушарий на внутренние органы
  6. Кора головного мозга и ретикулярная фармация. Влияние подкорковых образований на эмоциональное состояние
  7. Желудочно-кишечный тракт при неврозе. Условные рефлексы при неврозах
  8. Работы И. П. Павлов об экспериментальных неврозах. Невротические состояния человека
  9. Формы неврозов человека по И.П. Павлову. Клинические синдромы неврастении
  10. Вегетативная нервная система при неврозах человека. Кортико-висцеральная патология

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: