Схема нарушения речи (афазии)
Речь и понимание языка — задачи, при решении которых задействуется большая часть коры головного мозга. По этой причине поражения различных частей коры головного мозга могут приводить к нарушению понимания речи и языка.
Проще говоря, устная речь сначала воспринимается первичной слуховой зоной коры головного мозга, а затем речевым сенсорным центром (зона Вернике). Письменная речь передается через первичную (серо-голубой) и вторичную (темно-синий) зрительные зоны коры головного мозга к 39-му полю, где интегрированы слуховые, зрительные и сенсорные восприятия.
При письме активируется премоторная зона коры (через дугообразный пучок), которая, в свою очередь, через базальные ядра и таламус активирует моторную зону коры. У правшей задействованные в этом структуры локализуются преимущественно в левом полушарии и нарушения речи (афазия) почти всегда происходят в результате поражения левого полушария.
Каждая из перечисленных выше структур может прекратить функционирование, например, из-за травмы или ишемического повреждения. В зависимости от того, какая зона коры поражена, будут развиваться характерные нарушения.
Афазия Брока вызвана поражением двигательного речевого центра в 44-м и соседних полях (9,46 и 74-м). Спонтанная речь (вербальный вывод) грамматически некорректна, пациент обычно общается, используя единичные слова, и не способен повторить чужие слова (нарушена способность к повторению).
Понимание речи не нарушено либо изменено незначительно. Как правило, пациенты не могут нормально писать. Однако, если поражение ограничено 44-й зоной, способность к письму сохраняется (редкое расстройство, называемое афемией).
Афазия Вернике наблюдается в результате поражения речевой сенсорной зоны, т. е. задней части височной извилины слуховой коры (22-е поле) и/ил и надкраевой извилины (40-е поле). У этих пациентов нарушено понимание речи/языка. В то же время они также утрачивают способность повторять слова, произнесенные кем-либо другим. Спонтанная речь беглая; иногда пациенты говорят все время (погорел).
Однако при этом случайно они могут делать фонетические («разлив» вместо «разрыв») или семантические ошибки («мать» вместо «женщина» [парафазия]) либо придумывать новые слова (неологизмы).
При кондуктивной афазии нарушается связь междусенсорным и двигательным речевым центром (дугообразный пучок). Речь беглая (хотя иногда пара-фазическая), понимание хорошее. Однако способность к повторению значительно ухудшена. Они также не в состоянии читать вслух, хотя понимают текст, который читают.
При полной афазии (повреждаются оба речевых центра, сенсорный и двигательный, например, из-за окклюзии средней мозговой артерии) нарушается и спонтанная речь, и ее понимание.
Амнестическая афазия — результат поражения височной доли в области средней и нижней извилин. Речь пациентов практически нормальная, но им сложно найти правильное слово для названия предметов. При ахроматической афазии (поражение нижней поверхности левой височной доли рядом с височно-затылочной границей) человек не может называть цвета (даже если он их правильно распознает и может сортировать предметы по цвету).
Транскортикальная моторная афазия вызвана поражением передненижней части лобной доли возле речевого центра Брока. Спонтанная речь заметно ухудшается, в то время как повторение и понимание сохранены.
Транскортикальная сенсорная афазия наблюдается при поражении коры головного мозга в теменно-височной области рядом с речевым центром Вернике или 39-м полем. Такой пациент может бегло говорить и нормально повторять. Однако у него возникают проблемы с пониманием слов и поиском правильных слов; чтение и письмо невозможны.
Субкортикальная афазия обусловлена поражением в области базальных ядер (особенно хвостатого ядра) и таламуса. При этом имеют место временные нарушения понимания и подбора слов.
- Вернуться в оглавление раздела "Патофизиология"
Оглавление темы "Патофизиология в схемах":- Схема нарушения равновесия
- Схема нарушения обоняния
- Схема нарушения вкуса
- Схема нарушений в вегетативной автономной нервной системе
- Схема нарушений в гипоталамусе
- Схема формирования электроэнцефалограммы (ЭЭГ)
- Схема развития эпилепсии
- Схема развития нарушения сна
- Схема нарушения сознания
- Схема нарушения речи (афазии)