Оглавление темы "Реактивность. Патогенез.":
1. Условия возникновения болезней. Условия болезни.
2. Внешние, внутренние условия возникновения болезней. Реактивность организма.
3. Особенности реактивности организма. Генез реактивности. Категории реактивности.
4. Классификация реактивности организма. Виды реактивности организма.
5. Этиотропная профилактика. Этиотропная терапия.
6. Патогенез. Общий патогенез. Положения учения о патогенезе.
7. Составные части патогенеза. Порочный круг. Пусковой механизм.
8. Основное звено патогенеза. Цепной процесс.
9. Специфические и неспецифические звенья патогенеза. Местные и общие явления болезни.
10. Патогенные реакции. Адаптивные реакции. Патогенетическая терапия. Патогенетическая профилактика.

Условия возникновения болезней. Условия болезни.

В отличие от причины, абсолютно необходимой для возникновения болезней или патологических процессов, условия, при которых развивается болезнь или патологический процесс, имеют относительное значение.

Условия болезни:
• фактор или несколько факторов,
• способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и
• придающих болезни специфические черты.
• Роль условий при возникновении болезней и патологических процессов различна: она может быть либо решающей, ключевой, либо незначительной

Например, эффективность системы репарации ДНК играет решающую роль в трансформации нормальной клетки в опухолевую под действием причинного — канцерогенного фактора. Высокая активность ферментов репарации ДНК обеспечивает быстрое обнаружение и устранение активного онкогена; напротив, при низкой их активности онкоген реализует свою информацию и вызывает опухолевый рост. Важным условием возникновения многих инфекционных болезней (инфБ) является активность системы ИБН: её снижение способствует (облегчает) действию микроорганизма, а высокая активность часто препятствует возникновению болезни.

Условия возникновения болезней. Условия болезни

С другой стороны, при воздействии ряда факторов (особенно высокой интенсивности) условия играют незначительную роль. Примерами могут служить воздействие на организм чрезвычайно низкой или, напротив, высокой температуры окружающей среды: независимо от условий (наличие одежды, влажности воздуха, наличие ветра и др.) это приведёт к переохлаждению или обморожениям, перегреванию или ожогам. Роль условий незначительна также при действии на организм большой дозы радиации, механического фактора разрушительной силы, концентрированной кислоты или щёлочи, высоковирулентных микроорганизмов.

• Различные условия могут либо способствовать реализации причины болезни, либо препятствовать её развитию

Примерами условий, способствующих развитию болезни (их называют способствующими, располагающими или факторами риска), могут быть: низкая активность иммунитета, способствующая действию возбудителей инфБ; высокая влажность воздуха, потенцирующая воздействие низкой температуры; повышенная активность симпатических нейронов заднего гипоталамуса, облегчающая действие факторов, вызывающих нейрогенную артериальную гипер-тензию.

В отличие от этого, такие факторы, как повторное воздействие на организм умеренной гипоксии, снижают патогенное влияние значительного дефицита кислорода во вдыхаемом воздухе или гипоксемии при дыхательной недостаточности и анемии; полноценное питание препятствует развитию ряда болезней желудочно-кишечного тракта (ЖКТ); высокая фагоцитарная активность лейкоцитов по отношению к микробам может препятствовать возникновению некоторых инфекций.

• Условия могут существенно модифицировать действие причинного фактора

Например, повторное воздействие на организм чужеродного антигена (Аг) в условиях предварительной сенсибилизации им (повышения специфической чувствительности организма к нему) приводит, как правило, к развитию аллергии. В отличие от этого, повторное попадание того же Аг в иммунизированный им организм сопровождается быстрой фиксацией, инактивацией и, как правило, уничтожением и/или удалением носителя антигенной структуры.

- Читать далее "Внешние, внутренние условия возникновения болезней. Реактивность организма."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: