Кровь легких во время полета и возвращения из космоса

В космическом полете содержание крови и жидких сред в тканях легких у обследованного члена экипажа на 246 сут 326-суточного полета возрастало и справа и слева: в нижних и верхних отделах — отчетливо (приращение от 22 до 38%), в среднем отделе правого легкого — несущественно (на 9%).

После длительных космических полетов динамика содержания крови и жидких сред в тканях легких имела сложный характер. В период ранней реадаптации на +1-о сутки наиболее отчетливо проявлялось возрастание кровенаполнения нижних отделов органов, которое было достоверным и справа и слева (со стороны левого легкого — в большей степени. Приращения указанных показателей для нижнего отдела левого легкого в среднем составляли от 36 до 42%, для правого —16%. Сходпые адаптивные сдвиги были выявлены и со стороны среднего отдела правого легкого: увеличение кровопаполпения — у 4 из 6 обследованных космонавтов, уменьшение — у 1-го, неизменный характер — у 1-го. В целом, однако, изменения кровенаполнения со стороны среднего и верхних отделов органов не были статистически значимыми.

После кратковременных полетов у 2 членов экипажа отмечалось умеренное увеличение кровенаполнения среднего отдела правого легкого, у 1-го из них — в сочетании с аналогичными изменениями со стороны верхнего отдела левого легкого.

В более поздний период реадаптации (на 7—12-е сутки) у космонавтов, совершивших длительные полеты, существенных изменений указанных показателей по сравнению с отмеченным на 1-е сутки не произошло, за исключением более выраженных сдвигов кровенаполнения со стороны нижнего отдела правого легкого (приращения в среднем до 46%). У 1-го из космонавтов, совершивших кратковременные полеты, сохранялось увеличение кровенаполнения среднего отдела правого и верхнего отдела левого легкого с тенденцией к нормализации, у другого отмеченные па +1-е сутки адаптивные сдвиги практически нормализовались. В отдаленном периоде реадаптации спустя 59—128 суток после приземления большей частью определялась тенденция к сохранению увеличения содержания крови и жидких сред в тканях органов.

легкие при полете в космос

Следовательно, в целом в период реадаптации после длительных полетов преимущественно проявлялось возрастание содержания крови и жидких сред в тканях легких (со стороны нижних отделов органов — статистически значимое, со стороны среднего и верхних отделов — тенденция), причем эти изменения большей частью сохранялись и спустя 2—2,5 мес после полета. Некоторые из этих изменений обнаруживались и после кратковременных полетов.

Полученные нами результаты соответствуют данным Д. Г. Максимова, М. В. Домрачевой, И. Д. Пестова и др., X. X. Яруллина, Т. Д. Васильевой, В. А. Дегтярева и др., В. Е. Каткова, В. В. Честухина, Э. М. Ииколаенко и др., В. Е. Воробьева и др., а также нашим выводам гл. 2 об увеличении кровенаполнения легких и (или) перераспределении крови и жидких сред между отделами органов под воздействием реальной или моделированной невесомости. К числу причин, вызывающих описанные выше адаптационные сдвиги, следует отнести, во-первых, перераспределение крови в краниальном направлении, вызывающее заполнение кровью физиологических депо верхней половины тела, и, во-вторых, демпферные свойства легочных сосудов в регуляции наполнения кровью левого предсердия. Приведенные выше результаты о более выраженном возрастании у космонавтов кровенаполнения нижних отделов легких свидетельствуют о том, что именно нижние отделы органов являются «первой линией обороны», сглаживающей выраженность заполнения кровью венозных коллекторов системы верхней полой вены.

В то же время наименее отчетливая тенденция возрастания содержания крови и жидких сред организма проявилась со стороны верхних отделов органов. Это подтверждает высказанное в гл. 2 предположение о более эффективной роли рефлекса Китаева в «защите» верхних отделов легких. Не исключено, что указанная особенность проявления вено-артериолярного рефлекса связана с описанным В. М. Хаютиным явлением создания неодинаковых условий реализации в разных зонах органов нейрогенных вазомоторных посылок в связи с неравномерностью распределения легочного кровотока и различиями величин трансмуралыюго давления в разных зонах легких.

Кроме того, большая «защищенность» верхних отделов по сравнению с нижними может быть обусловлена и проявлением «сифонного» механизма, играющего важную роль в движении крови через верхушки легких (Badeer). Наряду с этим определенное значение могут иметь и особенности структурно-функциональной организации кровеносного и лимфатического русла легких и их отделов, в частности наличие многочисленных коммуникаций на экстракапиллярпом и капиллярном уровнях между легочными и бронхиальными сосудами, а также хорошо развитой лимфатической сети и путей дренажа лимфы от верхушки .левого легкого непосредственно в грудной лимфатический проток (Дворецкий, Ткачен-ко).

Большая степень увеличения в 1-е сутки реадаптации кровенаполнения нижнего отдела левого легкого по сравнению с правым, по нашему мнению, обусловена его менее выраженными компенсаторными возможностями в саморегуляции регионарных перераспределений крови за счет апатомо-функциональных особенностей: меньшей функциональной активности, меньших размеров и наличия расположенного в непосредственной близости сердца, ограничивающего экскурсии левого легкого в процессе дыхания. В то же время развитие аналогичных изменений к 7—12-м суткам восстановительного периода и со стороны правого легкого мы связываем в первую очередь с компенсаторной задержкой в организме к этому времени определенного количества жадности, составляющего ориентировочно до 2—4 л. По-видимому, часть этого количества жидкости поступает во внесосудистое и, возможно, впутрисосудистое пространства пульмональ-ного региона, вызывая увеличение содержания крови и жидких сред в тканях нижнего отдела правого легкого.

Наконец, помимо указанных выше причин, определенную роль в локальных и региональных перераспределениях крови и жидких сред в тканях органов могли сыграть и гуморалыто вызванные вазомоторные реакции в малом круге кровообращения. Последние «корригируют сдвиги гемодинамики в этом регионе» за счет активного изменения тонуса легочных сосудов под влиянием циркулирующих в крови или местно образующихся веществ (Дворецкий, Ткаченко).

- Вернуться в оглавление раздела "Патофизиология"

Оглавление темы "Внутренние органы в условиях невесомости":
  1. Камеры сердца в условиях космического полета. ЭхоКС сердца при невесомости
  2. Полости сердца во время реадаптации после невесомости - гипокинезии
  3. Изменение размеров печени при полете в космос и в условиях невесомости - гипокинезии
  4. Портальный кровоток и липидный обмен после полета в космос - невесомости
  5. Конфигурация и восстановление объема печени после полета в космос - гипокинезии
  6. Размеры и объем селезенки во время полета и возвращения из космоса
  7. Размеры почек во время полета и возвращения из космоса
  8. Кровь легких во время полета и возвращения из космоса
  9. Влияние невесомости на размеры предстательной железы. Физическая нагрузка в космосе
  10. Доплеркардиографические исследования при физической нагрузке при невесомости
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.