Надблоковые артерии при полете в космос - гипокинезии

В условиях 237-суточного полета и после него (в период реадаптации) линейная скорость кровотока по надблоковым артериям в большинстве случаев возрастала, за исключением отмеченного на 188-е сутки полета у первого члена экипажа с обеих сторон, в 1-е сутки реадаптации у второго и на 9-е сутки у третьего космонавта — слева, когда ЛСК снижалась.

Увеличение скорости в полете у первого космонавта на 105-е сутки было умеренным и практически симметричным. У двух других членов экипажа приращения скорости были гораздо более значительными и с заметной асимметрией. У второго космонавта увеличение ЛСК наблюдалось начиная с 14-х суток. Справа оно составило 53—60%, слева — 115—130% (S>D). У третьего на 63-е сутки пребывания в невесомости соответственно 33 и 89% (S>D), па 106-е сутки - 53 и 33% (S<D), на 207-е сутки — 110 и 67% (S<D).

В восстановительном периоде степень увеличения ЛСК у первого космонавта на 1-е сутки ВП составила 30—39% (S=D), у второго: на 1-е сутки 10% справа и 150% слева (S>D), на 9-е сутки ВП — 30 и 66% соответственно (S>D). У третьего члена экипажа на 1-е сутки ВП по правой надблоковой артерии ЛСК возрастала на 33%, а по левой — снижалась на 11%, на -1-9-е сутки — увеличивалась и справа и слева (па 25 и 11%, S<D).

Реакции ЛСК при функционально-компрессионных пробах (ФКП) с пережатиями ветвей наружных сонных и общих сонных артерий в полото большей частью были нормального характера. Исключением являлся отмеченный на 188-е сутки у одного из космонавтов феномен появления ретроградного кровотока по правой НБА при пережатии ОСА на гомолатеральной стороне.

Однако на 1-е сутки реадаптации аналогичные атипические сдвиги ЛСК имели место у всех 3 человек, причем у 2 из них — с обеих сторон и у 1-го — справа; к 9-м суткам реадаптации эти изменения исчезли.

наблоковые артерии при полете в космос

В целом по результатам обследования 10 космонавтов, выполнивших длительные полеты, в период ранней реадаптации выявлялось статистически значимое увеличение ЛСК по левой надблоковой артерии в среднем примерно в 1,5 раза. При этом возрастание скорости кровотока определялось у 8 человек (у 5 —в 1,5—2 раза). Отчетливых достоверных изменений ЛСК по правой НВЛ в среднем не определялось: у 6 космонавтов скорость кровотока возрастала, у 4 — снижалась. Асимметричные сдвиги скорости кровотока имели место у 9 человек: у 7 из них — S>D, у 2 — S<D; в 8 случаях асимметрия была существенной (различия ЛСК слева и справа на 20% и более).

Однонаправленная динамика скорости кровотока отмечалась при этом у 5 членов экипажа (во всех этих случаях — синхронное возрастание ЛСК и справа и слева), разнонаправленная — у остальных. При ФКП с пережатием ветвей наружной сонной артерии определялись атипические сосудистые реакции у 7 человек (при сроках полота от 65 до 237 сут); слева — у 6 членов экипажа (в трех случаях — при пережатии лобной, в трех — лицевой и в одном — височной артерий), справа —у 5 космонавтов (число и распределение случаев — то же).

Появление волн ретроградного кровотока по НВЛ при поочередном пережатии общих сонных артерий отмечалось у 5 членов экипажей, совершивших полеты продолжительностью 125 сут и более: у 2 — с обеих сторон и у 3 — справа.

После 8—9-суточных полетов отмечались аналогичные реакции ЛСК по надблоковым артериям: у всех трех членов экипажа скорость кровотока по НБА возрастала и справа и слева (приращение — большей частью от 16 до 50%, в одном случае — 117%); во всех случаях — с заметной асимметрией: в двух — S>D, в одном S<D. Атипических реакций при ФКП не выявлено.

В период подострой реадаптации у космонавтов, совершивших длительные полеты, определялось достоверное возрастание скорости кровотока по НБА с обеих сторон в среднем примерно па 23—29%. По левой ИБА ЛСК увеличивалась у 8 человек, в одном случае — уменьшалась и в одном — оставалась неизменной. По правой a. supratrochlearis — возрастала у 9 космонавтов и уменьшалась у 1-го.

Характер асимметрии распределения ЛСК практически соответствовал таковому для периода ранней реадаптации: у 6 человек — S>D, у 3 — S<D (в одном случае — отсутствие асимметричных сдвигов). Однонаправленная динамика ЛСК в виде синхронного возрастания скорости кровотока справа и слева выявлялась у 6 членов экипажа, у остальных — сохранялась разнонаправленной. Сосудистые реакции при ФКП в подавляющем большинстве случаев нормализовались. Атипические реакции были отмечены всего у 1-го человека по правой НБА (при пережатиях лицевой и общей сонной артерии на гомолатеральной стороне).

После кратковременных полетов ЛСК по обеим падблоковым артериям также сохранялась заметно увеличенной (на 29—54%), в одном случае — с умеренной асимметрией, S<D. Атипические сосудистые реакции не отмечались.

- Вернуться в оглавление раздела "Патофизиология"

Оглавление темы "Артерии и вены в условиях невесомости":
  1. Состояние яремных вен в периоде реадаптации космонавта. Форма вен в условиях гипокинезии
  2. Венозная система головного мозга. Морфология вен шеи и головы
  3. Просветы яремных вен в период реадаптации при гипокинезии
  4. Кровенополнение яремных вен при реадаптации после полета в космос
  5. Скорость кровотока по яремным венам после полета в космосе - гипокинезии
  6. Позвоночные артерии в условиях гипокинезии при полете в космос
  7. Надблоковые артерии при полете в космос - гипокинезии
  8. Отдаленная реадаптация после гипокинезии надблоковых артерий
  9. Бедренные и заднебольшеберцовые артерии при гипокинезии полета в космос
  10. Бедренные вены в условиях невесомости и гипокинезии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: