Скорость кровотока по яремным венам после полета в космосе - гипокинезии

Переходя к анализу причин, вызвавших преимущественное возрастание линейной скорости кровотока (ЛСК) по внутренней яремной вене (ВЯВ) после полетов продолжительностью от 65 до 175 сут, отметим, что при этих сроках полета измепения скорости кровотока большей частью отличались от таковых после 237-суточного пребывания в невесомости.

По-видимому, это было обусловлено в основном влиянием продолжительности пребывания в невесомости. Если сделанное выше предположение, основанное на снижении MOCK по ВЯВ, о повышенной после 237-суточпого полета функциональной активности позвоночных венозных анастомозов справедливо, возрастание ЛСК при сроках от 65 до 175 сут., по существу, означает, что срабатывание регуляторных механизмов, лежащих в основе повышения активности позвоночных анастомозов, происходит при продолжительности полета более 175 сут.

Поскольку факты уменьшения просвета внутренней яремной вены (ВЯВ) после длительных орбитальных полетов, основанные на приведенном выше анализе эхограмм югулярных вен и ранее полученных результатов оценки давления крови в сосудах, не вызывают сомнений, есть основания полагать, что возрастание ЛСК по ВЯВ после полетов длительностью 65—175 сут сочеталось со снижением площади поперечного сечения сосудов.

кровоток по яремным венам после гипокинезии

Известно, что при величинах венозного давления крови, близких к нулю, стенки вен спадают и форма поперечного сечения сосудов становится «гантелеобразной» (Регирер). При этом в определенных ситуациях отток крови по венам осуществляется по краевым (а не по центральным) зонам сечения сосуда. В этих условиях скорость потока крови по краевым зонам за счет уменьшения эффективной площади поперечного сечения вен резко возрастает.

По нашему мнению, в основе обнаруженной динамики линейной скорости кровотока (ЛСК по внутренней яремной вене лежали аналогичные адаптивные сдвиги, причем они проявлялись как после длительных, так и после кратковременных полетов.

Интересным представляется тот факт, что аналогичные измепения показателей гемоциркуляции, получившие в дальнейшем название «сифонного» эффекта, обнаружены Генри (Henry et al.) и после воздействия на организм человека перегрузок направлением «голова—таз». Следовательно, изменения гемодинамики в системе верхней полой вены в периоде ранней реадаптации после космических полетов указанной длительности в определенной степени сходны с таковыми при действии перегрузок «голова—таз».

Характер указанных адаптивных сдвигов дает основание утверждать, что в период реадаптации гравитационная нагрузка величиной 1 g в условиях снижения показателей ОЦК и УВ, по-видимому, воспринимается организмом как перегрузка «голова—таз» большей величины.
Оценить вероятные количественные сдвиги MOCK по внутренней яремной вене при предполагаемом развитии «сифонного» эффекта представляется затруднительным ввиду отсутствия данных о степени изменения просвета югулярных вен.

- Вернуться в оглавление раздела "Патофизиология"

Оглавление темы "Артерии и вены в условиях невесомости":
  1. Состояние яремных вен в периоде реадаптации космонавта. Форма вен в условиях гипокинезии
  2. Венозная система головного мозга. Морфология вен шеи и головы
  3. Просветы яремных вен в период реадаптации при гипокинезии
  4. Кровенополнение яремных вен при реадаптации после полета в космос
  5. Скорость кровотока по яремным венам после полета в космосе - гипокинезии
  6. Позвоночные артерии в условиях гипокинезии при полете в космос
  7. Надблоковые артерии при полете в космос - гипокинезии
  8. Отдаленная реадаптация после гипокинезии надблоковых артерий
  9. Бедренные и заднебольшеберцовые артерии при гипокинезии полета в космос
  10. Бедренные вены в условиях невесомости и гипокинезии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: