Просветы яремных вен в период реадаптации при гипокинезии

В отличие от картины, полученной для общих сонных артерий, изменения просвета (диаметра) ВЯВ были, как правило, достаточно значимыми и характерными для правой ВЯВ на протяжении всего полета, за исключением результатов, полученных у первого члена экипажа. В период пребывания в невесомости у второго космонавта па 14-е сутки и у третьего па 63-и сутки диаметр правой ВЯВ уменьшился на 1,5 и 2 мм.
Однако в дальнейшем — на 106— 108-е и 188—207-е сутки — просвет вен стал отчетливо возрастать (у второго члена экипажа — после кратковременного соответствия дополетным значениям).

При этом характерно, что на 188-е сутки и у второго космонавта аналогичные явления появились и со стороны левой ВЯВ, а у первого члена экипажа па фоне неизменного диаметра правой ВЯВ на 188-е сутки просвет левой яремной вены также расширился. Следовательно, во второй половине полета у всех троих космонавтов имели место признаки увеличенного кровенаполнения яремных вен. Этот вывод подтверждается и при анализе результатов, полученных при пробах Вальсальвы, так как выявленный при пробах феномен снижения отношения диаметра ВЯВ во время пробы к исходному диаметру (выраженный в наибольшей степени у первых двух членов экипажа), по-существу, подтверждает факт увеличенного исходного кровенаполнения яремных вен.

Выявленная динамика просвета венозных сосудов согласуется с полученными ранее при нашем участии результатами оценки давления крови в яремных венах у членов экипажей ОС «Салгот-4» и «Салют-5» (Юганов и др., Дегтярев и др.).

яремные вены при гипокинезии

Ко 2-му месяцу пребывания в невесомости давление крови в югулярных венах у космонавтов, как правило, снижалось ниже дополетного уровня, а в первые дни реадаптации оно было близким к пулю. В эти же периоды в 237-суточном полете отмечалось и уменьшение просвета венозных сосудов.

К числу вероятных факторов, связанных с отмеченными сдвигами, в первую очередь, следует отнести изменение показателей состояния портальной системы, которое, как показали результаты оценки размеров печени, является значимым. Связь же гемоциркуляции в яремных венах с состоянием правого предсердия представляется очевидной, поскольку в настоящее время общепризнанной является концепция, сформулированная еще Е. Стерлингом, согласно которой функция вен заключается не только в доставке крови к сердцу, но и в накоплении того избытка крови, который пе может быть немедленно принят сердцем. Вследствие этого не исключена и определенная взаимосвязь между кровенаполнением яремных вен и венозных сосудов портального региона.

Вместе с тем оценить, какие из этих изменений являются первичными, а какие вторичными, пока затруднительно. В этом вопросе в пользу «приоритета» со стороны яремных вен говорят имеющиеся в литературе данные о развитии длительного по времени перераспределения крови в краниальном направлении в невесомости (увеличение кровенаполнения портальной системы в этом случае является разгрузочным механизмом).

Однако против такого предположения говорит тот факт, что в первой половине полета, особенно в 1-й месяц пребывания в невесомости, когда перераспределение крови в краниальном направлении проявляется более отчетливо, у второго и третьего членов экипажа кровенаполнение яремных вен было даже ниже, чем до полета. Поэтому с этой точки зрения при сравнении динамики размеров печени и кровенаполнения ВЯВ правильнее предположить, что увеличивающееся у второго члена экипажа во второй половине полета кровенаполнение ВЯВ связано с изменением портальной гемодинамики.

- Вернуться в оглавление раздела "Патофизиология"

Оглавление темы "Артерии и вены в условиях невесомости":
  1. Состояние яремных вен в периоде реадаптации космонавта. Форма вен в условиях гипокинезии
  2. Венозная система головного мозга. Морфология вен шеи и головы
  3. Просветы яремных вен в период реадаптации при гипокинезии
  4. Кровенополнение яремных вен при реадаптации после полета в космос
  5. Скорость кровотока по яремным венам после полета в космосе - гипокинезии
  6. Позвоночные артерии в условиях гипокинезии при полете в космос
  7. Надблоковые артерии при полете в космос - гипокинезии
  8. Отдаленная реадаптация после гипокинезии надблоковых артерий
  9. Бедренные и заднебольшеберцовые артерии при гипокинезии полета в космос
  10. Бедренные вены в условиях невесомости и гипокинезии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: