Состояние яремных вен в периоде реадаптации космонавта. Форма вен в условиях гипокинезии

Динамика показателей гемоциркуляции по внутренней яремной вене после 237-суточного полета описана ранее. После орбитальных полетов продолжительностью от 65 до 175 сут на 1-е сутки реадаптации JICK по обеим внутренним яремным венам преимущественно возрастала: по правой ВЯВ — у 6 из 7 человек (до 264%) и по левой — у всех 7 обследуемых (до 94%).

У космонавтов выполнивших 8—9-суточные полеты, ЛСК по внутренней яремной вене также, как правило, увеличивалась (на 11—63%, в одном случае — на 200%). С 7 по 14-е сутки восстановительного периода после длительных полетов динамика ЛСК по ВЯВ приобретала разнонаправленный характер. Характер адаптивных сдвигов ЛСК у членов экипажей, совершивших кратковременные полеты, был таким же, как на 1-е сутки реадаптации.

Изменения ЛСК по величине на 7—14-е сутки восстановительного периода в целом были выражены в несколько меньшей степени, чем па 1-е сутки. В отдаленном периоде реадаптации (спустя 2—4 месяца) значения ЛСК по ВЯВ существенно не отличались от дополетных величин; приращения показателей не превышали ±20%. Через 230—495 суток после полета указанные показатели лишь незначительно отличались от дополетных.

Обобщая полученные данные после 65—175 и 237-суточного пребывания в невесомости, следует отметить, что в 1-е сутки реадаптации большей частью имеет место увеличение ЛСК по обоим ВЯВ, а в период подострой реадаптации динамика скорости кровотока в целом приобретает разнонаправленный характер. При анализе полученных данных следует прежде всего остановиться на некоторых общих положениях и особенностях венозного кровообращения головного мозга, так как представления о роли венозной системы в организме в последние годы получили существенное развитие.

яремные вены

Известно, что венозная система головного мозга (так же как и система вен организма в целом) в течение длительного времени оставалась вне поля зрения как теоретической, так и клинической медицины (Ткаченко). В результате создалось такое положение, когда единая сердечно-сосудистая система оказалась расчлененной па свои составные части, из которых менее всего изучена венозная система.

Даже к концу 60-х годов к венозной системе сложилось такое отношение, согласно которому считалось, что она значительно менее активна, чем артериальная, хотя ее участие в регуляции при экстремальных условиях все же признавалось.

И лишь работы последних лет (Ткаченко) показали, что вены не являются пассивным компонентом сосудистой системы, а напротив, так же (возможно, и более) реактивны, тонко и надежно регулируемы, как и другие отделы сердечно-сосудистой системы.

Одной из наиболее характерных особенностей вен является изменение их формы и профиля в зависимости от величины трансмурального давления (Регирер, Ткаченко). При его падении форма вен из цилиндрической становится все более эллипсоидной, вплоть до полнога спадения сосудов; при этом сопротивление току крови увеличивается, а емкость вен уменьшается. Эти (пассивные) изменения необходимо четко отмечать от активных изменений, вызванных сокращениями венозных гладких мышц.

- Вернуться в оглавление раздела "Патофизиология"

Оглавление темы "Артерии и вены в условиях невесомости":
  1. Состояние яремных вен в периоде реадаптации космонавта. Форма вен в условиях гипокинезии
  2. Венозная система головного мозга. Морфология вен шеи и головы
  3. Просветы яремных вен в период реадаптации при гипокинезии
  4. Кровенополнение яремных вен при реадаптации после полета в космос
  5. Скорость кровотока по яремным венам после полета в космосе - гипокинезии
  6. Позвоночные артерии в условиях гипокинезии при полете в космос
  7. Надблоковые артерии при полете в космос - гипокинезии
  8. Отдаленная реадаптация после гипокинезии надблоковых артерий
  9. Бедренные и заднебольшеберцовые артерии при гипокинезии полета в космос
  10. Бедренные вены в условиях невесомости и гипокинезии

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: