Оглавление темы "Аналитический этап исследования":
1. Аналитический этап исследования. Аналитический прием исследования. Приемы формальной логики. Приемы биостатистики.
2. Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
3. Когортное исследование. Схема когортного исследования. Достоинства когортного исследования. Недостатки когортного исследования.
4. Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль.
5. Контрольная группа. Подбор контрольной группы в исследовании. Правила формирования контрольной группы в исследовании.

Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль.

При организации исследования «случай-контроль» из популяции отбираются лица, исходя из того, имеется или не имеется у них изучаемое заболевание (любой другой изучаемый исход).

Структура исследования случай-контроль подразумевает наличие двух групп наблюдения (рис. 5.15):

Опытная группа (случаи) включает лиц, у которых выявлено данное заболевание (либо иной изучаемый исход).

Контрольная группа (группа сравнения) включает лиц, у которых данное заболевание (либо любой исход) отсутствует.

Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль
Рис. 5.15. Схема исследования «случай-контроль»

Опытную и контрольную группы делят затем на две подгруппы: «экспонированных» и «неэкспонированных» к изучаемому фактору риска.

При формировании группы случаев необходимо применять строгие, объективные критерии для исхода. Следует быть уверенным в однородности исхода, поскольку похожие заболевания или исходы могут иметь разные факторы риска, например: не все заболевания кишечными инфекциями, выявляемые в изучаемой популяции только по наличию диа-рейного синдрома, могут быть отобраны для исследования. Следует стремиться по возможности использовать «инцидентные» (вновь диагностированные) случаи, нежели «превалентные» (уже существующие в данный момент времени). При использовании «превалентных» случаев действие самого заболевания на потенциальные факторы риска может привести к затруднениям при интерпретации данных. Например, в исследовании, посвященном оценке влияния употребления кофе на риск возникновения язвенной болезни, «превалентные» случаи (давно имеющие язву и остерегающиеся пить кофе) будут отличаться по отношению к экспозиции от «инцидентных» случаев, у которых заболевание возникло относительно недавно и которые еще не успели изменить своего отношения к употреблению этого напитка.

Принято считать, что исследования «случай-контроль» обладают меньшей надежностью по сравнению с когортным исследованием. Это не вполне справедливо: хорошо организованное исследование «случай-контроль» в ряде ситуаций может дать гораздо более надежные результаты, чем когортное исследование.

Более того, исследование «случай-контроль» обладает рядом очевидных преимуществ. Прежде всего, эта схема аналитического исследования превосходна для редких заболеваний (в ко-гортном исследовании в такой ситуации численность изучаемой популяции может оказаться непомерно высокой). Исследование «случай-контроль» позволяет быстро получить ответ и является поэтому методом выбора при расследовании вспышек. В исследовании «случай-контроль» можно исследовать одновременно (и быстро) множество факторов для изучения одного исхода. Однако изучаться может только один исход.

Проблемы, возникающие при проведении исследований «случай-контроль», связаны с тем, что интересующие данные о воздействии фактора могут быть недоступны или неточны. Иногда просто не удается выбрать достаточное количество контролей, удовлетворяющих сформулированным выше требованиям.

Выбор схемы аналитического исследования зависит, прежде всего, от конкретных задач, однако во многом определяется имеющимися для него ресурсами и сроками проведения. Знание возможностей различных подходов, их достоинств и недостатков позволяет эпидемиологу оптимально планировать исследование.

- Читать далее "Контрольная группа. Подбор контрольной группы в исследовании. Правила формирования контрольной группы в исследовании."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: