Оглавление темы "Аналитический этап исследования":
1. Аналитический этап исследования. Аналитический прием исследования. Приемы формальной логики. Приемы биостатистики.
2. Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
3. Когортное исследование. Схема когортного исследования. Достоинства когортного исследования. Недостатки когортного исследования.
4. Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль.
5. Контрольная группа. Подбор контрольной группы в исследовании. Правила формирования контрольной группы в исследовании.

Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.

Итак, все те гипотетические факторы риска, которые прошли статистическое испытание, становятся эпидемиологическим диагнозом (факторами риска, причинами возникновения и распространения заболеваний).

Пример аналитического этапа исследования

В одном из сибирских городов возникла вспышка псевдотуберкулеза (Лившиц М. Л.). Заболело 562 человека. До этой вспышки данное заболевание в городе никогда не регистрировалось. Вспышка началась на фоне подьема заболеваний скарлатиной в городе, о чем свидетельствуют представленные данные помесячной заболеваемости скарлатиной (рис. 5.11).

В середине февраля местные врачи обратили внимание на определенные изменения обычной клиники скарлатины. Один из этих врачей высказал предположение о наличии в этих случаях заболевания псевдотуберкулезом. Был организован семинар по клинике и диагностике псевдотуберкулеза с врачами города. После этого диагностика и регистрация псевдотуберкулеза приняла неоправданно широкий размах, о чем свидетельствует внезапное практически полное прекращение регистрации скарлатины. Разумеется, подобное положение искажало действительную картину динамики эпидемического процесса и создавало трудности для эпидемиологического анализа. Потребовалось ретроспективное изучение всех историй болезни с диагнозами скарлатина и псевдотуберкулез квалифицированными врачами-инфекционистами. Только после проведения этой работы стало возможным определить число заболевших и изучить динамику псевдотуберкулеза по датам заболевания (рис. 5.12).

Представленные данные свидетельствуют о довольно быстром развитии процесса, но отнюдь не о взрывообразиом начале вспышки

Перед эпидемиологами стояла задача выявить причины возникновения и распространения заболеваний псевдотуберкулезом.

Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
Рис. 5.11. Заболеваемость скарлатиной и псевдотуберкулезом по датам регистрации

Чрезвычайно важным, как было подчеркнуто неоднократно, является наличие профессиональных знаний у эпидемиолога по этому заболеванию. Общеизвестно, что псевдотуберкулез передается через овощи, фрукты, реже воду. Эти знания нацеливают эпидемиолога на поиск фактора передачи

Но прежде чем приступить к поискам фактора передачи, источников инфекции, необходимо было рассчитать частотные показатели заболеваемости псевдотуберкулезом в динамике, по территории, в различных группах населения, т. е. осуществить описательный этап исследования

Эта работа показала, что территориальное распределение заболеваний диффузное, охватывающее все 4 района города.

Показатель заболеваемости взрослого населения оказался в 12 раз меньшим по сравнению с аналогичным показателем среди детей Указанное обстоятельство позволяет говорить о возможном преимущественном действии предполагаемого фактора передачи среди детей.

Обратило на себя внимание то обстоятельство, что суммарный показатель заболеваемости неорганизованных дошкольников и школьников оказался в 5 раз более высоким, чем тот же показатель среди детей, объединенных в интернатные группы. Таким образом, можно было предположить, что действие искомого фактора передачи в коллективах круглосуточного пребывания детей встречает значительные препятствия. Практическая неконтагиозность псевдотуберкулеза сама по себе исключала возникновение очаговых заболеваний.

Данные эпидемиологического обследования заболевших позволили предположить, что заражение пострадавших происходило вне коллективов, заразным началом обсеменены лишь отдельные единицы искомого фактора, а не его совокупность. Последнее предположение также подтверждается характером динамики эпидемического процесса (см. рис. 5.12), а именно отсутствием взрывообразпого начала эпидемии.

Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
Рис. 5.12. Динамика заболеваемости псевдотубекулезом

Отмеченные эпидемиологические особенности вспышки псевдотуберкулеза позволили предположить действие пищевого фактора.

В процессе изучения ассортимента продовольственного снабжения внутри города было обращено особое внимание на продукты, не подвергающиеся перед употреблением в пищу термической обработке.

Эпидемиологическое обследование заболевших позволило сконцентрировать особое внимание па свежих яблоках, употребление которых за 2— 10 дней до заболевания отметили 90% заболевших.

Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
Рис. 5.13. Сравнительная динамика понедельной реализации яблок (кг/100 тыс. населения) и понедельной заболеваемости псевдотуберкулезом (по датам заболевания)

Причем, особого внимания заслуживает установленный факт высокого удельного веса нестандартных яблок (с дефектами кожицы). Для формирования гипотезы о причинах возникновения эпидемии был использован прием сопутствующих изменений. Для этого была проведена сравнительная динамика понедельной реализации нестандартных яблок в городе и заболеваемости псевдотуберкулезом.

Две кривые, представленные па рис. 5.13, абсолютно синхронны. Сила связи между предполагаемой причиной и заболеваемостью была определена с помощью корреляционного анализа (г=+0,9).

В этом случае гипотеза о причине эпидемии прошла статистическое испытание и может считаться эпидемиологическим диагнозом. Изъятие яблок из продажи привело к прекращению эпидемии, что является блестящим подтверждением правильности эпидемиологического диагноза.

Однако эпидемиологический диагноз, поставленный только с помощью этих приемов, не всегда оказывается безупречным и требует дальнейшей проверки. По аналогии, диагноз, поставленный лечащим врачом, также довольно часто требует проверки (с помощью дополнительных лабораторных и инструментальных исследований, по эффекту назначенного лечения и т. п.).

Специалист-эпидемиолог также вынужден проверить эпидемиологический диагноз либо по эффекту назначенных мероприятий, либо с помощью других аналитических приемов, каковыми являются когортные исследования и исследования «случай-контроль». Эти приемы чаще проводятся научными коллективами, к которым присоединяются учреждения практическою здравоохранения

- Читать далее "Когортное исследование. Схема когортного исследования. Достоинства когортного исследования. Недостатки когортного исследования."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: