Оглавление темы "Аналитический этап исследования":
1. Аналитический этап исследования. Аналитический прием исследования. Приемы формальной логики. Приемы биостатистики.
2. Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
3. Когортное исследование. Схема когортного исследования. Достоинства когортного исследования. Недостатки когортного исследования.
4. Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль.
5. Контрольная группа. Подбор контрольной группы в исследовании. Правила формирования контрольной группы в исследовании.

Аналитический этап исследования. Аналитический прием исследования. Приемы формальной логики. Приемы биостатистики.

К аналитическим приемам исследования относятся:
- Приемы формальной логики,
- Приемы статистики (оценка коэффициента корреляции, коэффициента регрессии, относительного риска, отношения преобладаний и др.).
- Когортные исследования.
- Исследования случай-контроль.

Цель аналитических приемов исследования — оценка гипотез о причинах (факторах риска) возникновения заболеваний (других исходов),

Аналитический этап исследования. Аналитический прием исследования. Приемы формальной логики. Приемы биостатистики.

Приемы формальной логики

Как уже было отмечено, формулировка гипотез начинается на описательном этапе. На аналитическом этапе исследования продолжается использование приемов формальной логики для формулировки новых гипотез. Провести четкую границу между описательным и аналитическим этапом в плане формулировки гипотез практически невозможно.

Приемы биостатистики

Наиболее простыми и доступными приемами для оценки гипотез являются приемы биостатистики, с помощью которых, как уже было сказано в предыдущем разделе, проводится статистическое испытание гипотез. Так, если в двух группах населения выявлены различия в показателях заболеваемости и эти различия гипотетически связывают с каким-либо фактором, то в пределах каждой группы статистически достоверно должны быть чаще те, кто подвержен действию этого фактора, по сравнению с теми, на кого этот фактор не оказывает действие, или это действие менее выраженное.

При оценке событий в динамике используется корреляционный анализ. При этом сопоставляются частотные показатели возникшей патологии и частотные или количественные характеристики упомянутого фактора. В зависимости от величины коэффициента корреляции судят о силе связи между предполагаемой причиной и ее действием (заболеваемостью). Чем сильнее связь (например, г=0,9), тем вероятнее значение этой причины.

Важно, однако, иметь в виду необходимость дифференциации причинно-следственных статистических связей от обычных непричинных, случайных. В последнем случае речь идет о синхронизации событий, не связанных между собой. Чаще всего это наблюдается тогда, когда одна категория явлений влияет одновременно на две другие, в результате между последними проглядывается кажущаяся связь. Здесь для исключения ошибок очень важно профессиональное мастерство.

В процессе оценки гипотез одни из них подтверждаются, другие отвергаются, при этом формируют новые гипотезы.

- Читать далее "Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: