Оглавление темы "Факторы риска. Гипотезы факторов риска.":
1. Факторы риска. Гипотезы факторов риска. Формирование гипотез о возможных факторах риска заболеваний.
2. Прием различия для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема различия в эпидемиологии.
3. Прием сходства для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема сходства в эпидемиологии.
4. Прием сопутствующих изменений для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема сопутствующих изменений в эпидемиологии.
5. Прием аналогий, прием остатков для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Примеры приемов аналогий, приемов остатков в эпидемиологии.

Прием аналогий, прием остатков для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Примеры приемов аналогий, приемов остатков в эпидемиологии.

Прием аналогий — это экстраполирование материалов, касающихся хорошо изученных заболеваний, на наблюдения, относящиеся к малоизученным нозоформам. Этот прием применяется довольно широко и успех его зависит от опыта и профессиональных знаний специалиста, так как у опытного человека поводов для аналогий всегда больше.

Например: профессиональные знания механизма развития эпидемического процесса вирусного гепатита В позволяют экстраполировать их на наблюдения, касающиеся вирусных гепатитов С, G, F, т. е. высказать гипотезу о том, что, например, вертикальная передача вируса G и F, вероятно, возможна.

Прием остатков

Прием остатков используется при изучении нескольких факторов риска. При этом из данной суммы факторов, предположения о которых обоснованы другими логическими приемами формирования гипотез, последовательно исключаются отдельные из них. Исключаются те факторы риска, которые легче обосновать и изучить.

В итоге формируется гипотеза о влиянии оставшегося фактора риска.

Прием аналогий, прием остатков для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний

Пример приемов остатков

Хорошо известно, что дизентерия способна передаваться водным, пищевым и контактно-бытовым путем. При изучении путей передачи этой инфекции в конкретном населенном пункте специалисту удалось определить удельный вес контактно-бытового и водного путей передачи. Он оказался небольшим, что позволило ему высказать гипотезу о ведущей роли в этом населенном пункте пищевого пути передачи

Итак, все перечисленные приемы логики используются для формирования гипотез о возможных факторах риска (причинах возникновения и распространения заболеваний).

Необходимо подчеркнуть, что визуальная оценка полученных при популяционных эпидемиологических исследованиях данных совершенно недостаточна. Поэтому обязательным является привлечение приемов биостатистики, которые позволяют провести статистическое испытание гипотез, т. е. провести их оценку.

Приемы по оценке гипотез относятся к аналитическим приемам, хотя трудно в данном случае провести разграничительную линию.

Все приведенные данные рассчитаны на практических работников, которые обязаны строить стратегию и тактику своих действий после установления складывающихся местных причинно-следственных связей (т. е. на основе эпидемиологической диагностики). Составляемые в противоэпидемических учреждениях годовые отчеты должны, таким образом, основываться не только на описательных данных, но и на аналитических, позволяющих осуществить эпидемиологическую диагностику, являющуюся основой для планирования и проведения целенаправленных мероприятий. Аналитические приемы лежат в основе расследования причин вспышек, поскольку без выявления конкретно действующего причинного фактора работа не может дать положительных результатов.

- Вернуться в оглавление раздела "Эпидемиология. Эпидемия."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: