Оглавление темы "Факторы риска. Гипотезы факторов риска.":
1. Факторы риска. Гипотезы факторов риска. Формирование гипотез о возможных факторах риска заболеваний.
2. Прием различия для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема различия в эпидемиологии.
3. Прием сходства для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема сходства в эпидемиологии.
4. Прием сопутствующих изменений для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема сопутствующих изменений в эпидемиологии.
5. Прием аналогий, прием остатков для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Примеры приемов аналогий, приемов остатков в эпидемиологии.

Прием различия для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема различия в эпидемиологии.

Прием различия для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний схематично выглядит следующим образом:

Прием различия для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема различия в эпидемиологии

Из приведенной схемы видно, что заболеваемость может быть (или она значительна) в условиях действия какого-то фактора, которого нет (или его влияние крайне мало) при благополучии, т. е. этот фактор определяет различие между двумя сложившимися ситуациями.

Примеры приема различия в эпидемиологии.

1. Среди жителей Кашмира рак кожи нижней части живота и бедер встречался среди тех, кто обогревался зимой путем ношения подвешенного на шее глиняного горшка, полного горящих углей. Среди тех жителей, кто не пользовался таким способом обогрева, рак кожи нижней части живота и бедер не встречался. Прием различия позволил высказать гипотезу о факторе риска (причине).

2. В двух детских учреждениях возникли случаи заболевания псевдотуберкулезом. В других детских учреждениях подобные случаи не регистрировались. При проведении расследования выяснилось, что все детские учреждения, кроме этих двух, где возникли заболевания, получают овощи с одной овощебазы. Два детских учреждения, где возникли заболевания, получают овощи с другой овощебазы. Прием различия позволил высказать гипотезу, что заболевания возникли в результате употребления в пищу сырых овощей, зараженных возбудителем псевдотуберкулеза.

3. В детском комбинате (ясли-сад) среди детей садиковых групп возникло множество диарейных заболеваний, которые были затем диагностированы как дизентерия, вызванная шигеллой Флекснер 6. Среди детей ясельных групп не было ни одного случая заболеваний. Эпидемиологическое расследование показало, что детям садиковых групп накануне на ужин подавалась отварная треска с картофельным пюре, ясельным детям — только картофельное пюре. Выяснилось, что к обработке (разделке, разделению на порции) отварной трески была привлечена женщина — технический работник кухни (не повар), у которой в процессе расследования был установлен клинически, ректороманоскопически, иммунологически (высокие титры антител) затяжной инфекционный процесс — шигеллез Флекснер 6. В данном случае прием различия — заболеваемость среди детей садиковых групп и отсутствие заболеваний у ясельных детей — позволил высказать гипотезу об источнике инфекции и факторе передачи.

К сожалению, на основе различия часто можно создать множество гипотез, что затрудняет диагностическую работу.

- Читать далее "Прием сходства для формирования гипотезы о факторах риска заболеваний. Пример приема сходства в эпидемиологии."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: