Оглавление темы "Воздушно-капельный механизм передачи. Эпидемиология дифтерии.":
1. Воздушно-капельный механизм передачи. Особенности воздушно-капельного механизма.
2. Фазы воздушно-капельного механизма. Этапы воздушно-капельного механизма.
3. Эпидемиология воздушно-капельного механизма. Актуальность воздушно-капельного механизма.
4. Дифтерия. Определение случая дифтерии. Признаки дифтерии.
5. История дифтерии. Возбудитель дифтерии.
6. Источник дифтерии. Механизм передачи дифтерии.
7. Восприимчивость к дифтерии. Интенсивность дифтерии.
8. Динамика дифтерии. Структура заболеваемости дифтерией.
9. Факторы риска дифтерии. Эпидемиологический надзор за дифтерией.
10. Профилактика дифтерии. Противоэпидемические мероприятия при дифтерии.

Воздушно-капельный механизм передачи. Особенности воздушно-капельного механизма.

Воздушно-капельному механизму передачи соответствует локализация возбудителя в дыхательной системе организма.

Необходимо отметить, что существует несколько названий обсуждаемого механизма передачи. Наряду с приведенным в заголовке названием эта группа инфекций имеет наименования аэрогенных, аспирационных, аэрозольных, капельных.

Термин «аэрогенный» наименее удачен, поскольку воздух не создает, не генерирует эту группу болезней, а является только средой для передачи возбудителей Термин «аспирационный» также нельзя считать удачным: аспирация, вдыхание является только частью (третьей фазой) механизма передачи. Кроме того, понятие аспирации носит более универсальный характер — возможна аспирация возбудителей, существующих за счет иных механизмов передачи, а также различных химических и физических агентов, не имеющих отношения к воспроизведению инфекционного процесса. Название «аэрозольный» нельзя принять потому, что аэрозоли часто приводят к заболеваниям, которые не могут быть отнесены к эволюцион-но сформировавшимся инфекциям дыхательной системы.

Воздушно-капельный механизм передачи. Особенности воздушно-капельного механизма.
Схема воздушно-капельного механизма

Так, во время Великой Отечественной войны была эпидемия туляремии среди военнослужащих и жителей прифронтовых районов (1942-1943 гг). В 75—80% случаев заболевание протекало как пневмония или бронхопневмония, поскольку заражение происходило из-за вдыхания при переборке снопов зерновых культур и сена твердофазных аэрозолей — пыли, содержащей высохшие выделения (моча, фекальные массы) мышевидных грызунов. Такая же ситуация имеет место при геморрагической лихорадке с почечным синдромом. Описаны хорошо диагностированные эпидемии Ку-лихорадки и бруцеллеза в результате вдыхания контаминированных твердофазных аэрозолей (пыли).

В учреждениях, готовивших вакцину против сыпного тифа, пока не были приняты соответствующие меры безопасности от аэрозольного заражения, среди персонала и посетителей отмечалась высокая заболеваемость сыпным тифом.

Итак, термин «аэрозольный» не отражает специфику механизма передачи, которая сформировалась в процессе эволюции паразита, он имеет более широкий смысл.

Воздушно-капельный механизм передачи. Особенности воздушно-капельного механизма.
Рассеивание аэрозолей

Понятия «капельный» и «воздушно-капельный» по существу синонимы, однако капли могут образоваться не только в воздушной среде, поэтому термин «воздушно-капельный» более точно отражает суть явления. Воздушно-капельный механизм — это то, что обеспечивает сохранение паразитических видов, основной локализацией для которых стала дыхательная система. Заражение пылью (а не капельками) даже при туберкулезе наблюдается весьма редко — в очагах, где возможно заражение пылью, содержащей туберкулезную палочку, гораздо раньше люди успевают заразиться, вдыхая зараженные капельки. Пылевая фаза аэрозоля не в состоянии обеспечить сохранение паразитического вида -— Mycobacterium tuberculosis.

На рисунках представлена схема воздушно-капельного механизма.

Человек при разговоре, особенно громком, при актах, сопровождающих патологию — кашле, чиханье, выбрасывает в воздух в виде капелек слизь, находившуюся на поверхности эпителия (первая фаза механизма передачи). За счет кинетической энергии выброса капельки слизи летят вперед на несколько метров (при громком разговоре) и даже до десятка метров (при чиханье, особенно при кашле). Пространство, в котором оказываются выброшенные капельки, проецируется на землю (пол) в виде эллипса, именуемого динаминеской проекцией. В зоне динамической проекции под действием гравитационных сил (притяжение Земли) происходит оседание капелек. Быстрее всего оседают крупные капельки (диаметром примерно 100 мк), хотя, обладая наибольшей кинетической энергией, они летят дальше всего.

Процесс оседания ускоряется за счет агрегации (коагуляции) частиц и завершается в течение нескольких секунд — это срок существования капельной фазы аэрозоля. В зоне динамической проекции концентрация аэрозольных частиц (капелек) максимальная для каждого эпизода формирования аэрозолей и более или менее постоянная, поскольку оседание сопровождается уменьшением объема, занятого аэрозолями. Наряду с оседанием наблюдается рассеивание мелких аэрозольных частиц (диаметр примерно 10 мк и меньше). Рассеивание сопровождается уменьшением концентрации аэрозольных частиц пропорционально квадрату расстояния, т. е., например, на расстоянии 3 м от места формирования аэрозоля концентрация уменьшается в 9 раз, 4 м — в 16 раз и т. д.

- Читать далее "Фазы воздушно-капельного механизма. Этапы воздушно-капельного механизма."

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: